Правозащитники вешать на себя позорный ярлык отказываются, но пока никого за это не штрафуют
НТВ
Спустя две недели со вступления в силу закона об НКО, обязывающего некоммерческие организации, получающие гранты из-за рубежа, регистрироваться в качестве иностранных агентов, ситуация не изменилась. Правозащитники вешать на себя позорный ярлык отказываются, но пока никого за это не штрафуют. Более того, такое противозаконное в принципе поведение не помешало некоторым из них получить на свою деятельность гранты от российского президента, пишет "Независимая газета".

В частности, движение "За права человека" Льва Пономарева и Московская Хельсинкская группа Людмилы Алексеевой сейчас финансируют проекты за счет дотации в размере четыре миллиона рублей каждая.

Пономарев сообщил, что в прошлом грант от российских властей у них был небольшим, всего-то в один миллион, но сейчас они добились его существенного увеличения. Причем, заметил он, деньги выделены под программу "Гражданский омбудсмен", на которую приходят и иностранные гранты.

Отнесение правозащитной ассоциации "Голос" к потенциальным "агентам" совсем не помешало ее исполнительному директору Лилии Шибановой стать членом обновленного президентского Совета по правам человека.

Правозащитники столь странную логику властей объясняют каждый по-своему. Пономарев уверен, что это свидетельствует о начинающемся во власти развале. Шибанова считает, что хотя закон об иностранных агентах и принят, никто не знает, что с ним делать. "Кроме судов и позора, от него ничего не будет", - считает она, напоминая о международной реакции - однозначно отрицательной.

По мнению правозащитницы, если "Голос" начнут прижимать, череда процессов закончится в Страсбургском суде, где этот закон, конечно, будет отвергнут, а они еще несколько миллионов отсудят в качестве компенсации".

Поэтому сейчас, прогнозирует Шибанова, российские власти будут искать способ, как закон не применять. Собственно говоря, уже начали, потому что именно к таким действиям, полагает Шибанова, стоит отнести выдачу грантов и допуск в президентский совет ее самой.