Первая ласточка: в Красноярске отменили уголовное дело об "экстремистских" постах охранника, которые никто не лайкал
Фото NEWSru.com
В России начали прекращать уголовные дела по "экстремистской" статье за репосты публикаций в социальных сетях. Первой ласточкой стало дело красноярского охранника Андрея Безбородова, который разместил в соцсети "ВКонтакте" несколько картинок с изображением в том числе президента РФ Владимир Путина и главы РПЦ патриарха Кирилла. Пост признали экстремистским, но теперь дело закрыли.

Красноярское управление Следственного комитета прекратило уголовное дело в отношении 35-летнего Андрея Безбородова в связи с сентябрьскими разъяснениями Верховного суда об оценке степени общественной опасности деяния, сообщил "Медиазоне" адвокат международной правозащитной группы "Агора" Владимир Васин, представляющий интересы Безбородова.

В результате СК установил, что Безбородов имел в соцсети "ВКонтакте" 166 друзей, однако никто из аудитории на размещенных им изображениях не поставил отметку "мне нравится". "То есть изображения не вызвали никакую реакцию и не оказали влияние на поведение лиц, составляющих данную аудиторию", заключили в ведомстве. СК также решил вернуть Безбородову вещественное доказательство - мобильный телефон.

"У наших адвокатов пошли первые прекращения уголовных дел по статье 282 УК, причем за малозначительностью. Раньше невозможно было представить такое, как и логику изложения", - приветствовал новость руководитель группы "Агора" Павел Чиков в своем Telegram-канале.

Уголовное дело против Андрея Безбородова по части 1 статьи 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды) завели 16 февраля. Поводом для этого стали восемь картинок, которые тот опубликовал в соцсети "ВКонтакте" с декабря 2015 года по апрель 2017-го. По версии следствия, опубликованные картинки содержали признаки возбуждения ненависти или унижения достоинства "по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе, а именно: представителям Кавказа, Закавказья, Средней Азии, евреям, девушкам, имеющим отношения с представителями Кавказа, Закавказья, Средней Азии".

Сам Безбородов утверждал, что добавлял картинки в папку "Сохраненное", некоторые из них были посвящены тому, что "русские девушки встречаются с нерусскими". Еще там была фотография президента Владимира Путина, патриарха Алексия II и главного раввина России Берла Лазара с шуткой о Троице.

В начале августа комиссия экспертов Красноярского краевого психоневрологического диспансера признала Безбородова невменяемым. Сам Безбородов утверждает, что полностью здоров.

ВС 20 сентября предписал оценивать значимость предполагаемого преступления, исходя из "размера и состава аудитории, которой соответствующая информация была доступна, количества просмотров информации, влияния размещенной информации на поведение лиц, составляющих данную аудиторию".

Правда, правозащитники скептически отнеслись к разъяснениям главы государства. "По сути судьям напомнили, что они должны работу свою делать качественно. Для самой статьи за репосты (часть 1 статьи 282 УК) это не изменит ничего. Просто теперь следователи будут в делах указывать размер аудитории поста и что-то еще, чтобы суды потом несильно краснели, штампуя обвинительные приговоры", - прокомментировал нововведения журналист "Медиазоны" Михаил Зеленский.

Отметим, информация о прекращении дела поступила на следующий день после предложения президента РФ Владимира Путина смягчить уголовную ответственность за лайки и репосты. В частности, Путин предложил уголовно наказывать только в случаях, когда нарушение совершено более одного раза в год. Наказание за первое нарушение статьи 282 УК ("Возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства") будет заменено административным.

В последние годы в России все больше уголовных дел возбуждается по публикациям в соцсетях. Репрессии в отношении тех, кто делает репосты с информацией, которую можно признать экстремистской, заметно усилились. Причем дела возбуждаются по все более абсурдным основаниям. Появились случаи, когда граждан судят даже за репост анекдота на тему выборов, в котором сомнительные эксперты увидели экстремизм.