Сегодня в Москве начались консультации представителей МИД России и Североатлантического альянса
NTVRU
Сегодня в Москве начались консультации представителей МИД России и Североатлантического альянса. Основной темой обсуждения являются вопросы формирования нового механизма сотрудничества России и НАТО в формате "двадцатки", сообщает "Интерфакс".

Делегации на встрече возглавляют замглавы МИД России Евгений Гусаров и заместитель генерального секретаря НАТО Гюнтер Альтенбург.

По сведениям из дипломатических источников, консультации завершатся в понедельник, и в тот же день Альтенбург планирует отбыть из российской столицы.

Альтенбург - первый представитель альянса такого уровня, посещающий Москву после того, как в декабре прошлого года на министерском заседании Совместного постоянного совета (СПС) Россия - НАТО в Брюсселе была достигнута договоренность начать работу по созданию нового механизма взаимодействия в формате "двадцати" вместо нынешнего "19 плюс 1" (19 стран - членов НАТО и Россия ).

Идею создания нового органа, призванного поднять на качественно новый уровень отношения между Россией и НАТО выдвинул в ноябре прошлого года британский премьер Тони Блэр.

По итогам декабрьского заседания СПС Россия и НАТО создали экспертную группу, которая к февралю 2002 года должна была подготовить обобщенные предложения по конкретным аспектам нового механизма сотрудничества. Тогда же стороны договорились, что "двадцатка" могла бы быть сформирована к очередному министерскому заседанию СПС Россия - НАТО в Рейкьявике (Исландия) в мае 2002 года или ранее.

В конце февраля в Брюсселе состоялось очередное заседание СПС Россия - НАТО, участники которого в итоговом заявлении отметили прогресс, достигнутый в выполнении задачи по изучению и созданию "нового эффективного механизма консультаций, сотрудничества, совместного принятия решений и скоординированных совместных действий".

Между тем, по некоторым сведениям, России и НАТО пока не удалось достичь согласия по "ряду вопросов", касающихся будущего органа.

Источники агентства не стали уточнять, о каких именно вопросах идет речь.

Напомним, что ранее появилась информация, что блок НАТО принял решение о начале сотрудничества с Россией на полномасштабной основе с выходом за рамки консультативных совещаний. Об этом 25 февраля было объявлено в Лондоне по итогам закрытого заседания послов стран НАТО, состоявшегося в конце минувшей недели.

Именно тогда впервые стали говорить о том, что основой для взаимодействия является теперь не формула "19 плюс 1", определявшая "промежуточный" статус Москвы в диалоге с альянсом, а формат "двадцатки", предполагающий распространение на Россию всего комплекса прав по определению стратегии НАТО. Шаг полномочных представителей стран блока интерпретируется в Лондоне как "разрешение важнейшей проблемы": три месяца назад британский премьер-министр Тони Блэр выступил с инициативой подключить Россию к разработке стратегии развития НАТО, однако США это предложение заблокировали.

Генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон заявил в Лондоне, что в практическом плане вопросы взаимодействия НАТО и России по формуле "двадцатки" могут начать реализовываться еще до встречи альянса в Исландии.

Однако позже британская газета Financial Times опубликовала письмо генерального секретаря НАТО Джорджа Робертсона, которое он адресовал главному редактору издания. В письме Робертсон опроверг информацию о возможной дальнейшей интеграции России в НАТО.

"Это утверждение ошибочно, - пишет Робертсон. - Россию не приглашают в Совет НАТО, и альянс не будет преобразовывать Совет НАТО - ключевой орган, принимающий решения, в котором право голоса имеют только члены альянса, - в какой-то новый или другой орган с участием России. Мы прорабатываем предложения по поводу создания "форума 20", в рамках которого страны НАТО могли бы взаимодействовать с Россией - но это будет совсем другой орган, не Совет НАТО. Так что высказывать предположение о том, что Россия получит в Совете НАТО равный статус с членами альянса, совершенно неправомерно". "Это уточнение важно, поскольку в противном случае читатели могли бы прийти к выводу, что Россия может де-факто стать членом НАТО и что Совет НАТО вот-вот потеряет свою автономию. Ни то, ни другое не соответствует действительности", - заключает Джордж Робертсон.