"Вспомните: десять лет назад мы меняли компьютеры каждые два года - настолько быстро они улучшались. Теперь, если мы меняем компьютер или мобильный телефон, улучшения минимальны. Они в том, как он выглядит, а не какая технология туда вложена", - говорит физик.
Он с сожалением отмечает, что экономика и наука отсоединены друг от друга. Под давлением рынков, которые хотят лишь прибыли - как можно больше и как можно скорее, сокращаются капиталовложения в университетскую и академическую науку, в фундаментальные исследования. "Те компании, которые вкладывают на 50 лет вперед, просто не выживают в этой системе", - констатирует ученый.
У государства и налогоплательщиков к науке обывательское отношение, жалуется Гейм. "Новые прорывные технологии, например технологии "холодного термояда" (холодный ядерный синтез - предполагаемое явление, до сих пор убедительно не доказанное; на него надеются как на источник дешевой энергии взамен нефти. - Прим. ред.) финансируются исключительно государствами, и налогоплательщики этих стран недовольны, что до сих пор ничего не сделали". Подгоняют и власти - тот же американский конгресс винит ученых, что "не укладываются в сроки", хотя ни о каких конкретных сроках в столь серьезных исследованиях не может быть речи.
"Homo sapiens - не слишком рациональные животные, чтобы понять, что без источника энергии человечество обречено на быстрый закат. Эта угроза почему-то никого не пугает, но эта угроза вполне реальная и должна случиться быстрее, чем через 50 лет. Пока надеемся на нефть…" - делится опасениями Гейм.
Не способствует бурному развитию науки и тот факт, что "за последние 50 лет, после того, как закончились "холодные и горячие" войны, человечество живет в очень комфортабельных условиях". "Мозги в этом комфорте покрылись тонким слоем жирка", - рассуждает физик.
"Это, конечно, штамп, но войны и военная промышленность стимулировали капиталовложения в науку. Те же спутники, те же полеты на Луну были спровоцированы гонкой вооружений, - напоминает он и заключает: - Если бы какая-нибудь комета угрожала человечеству, психология бы изменилась".
Что касается науки в России, то, как сказал Нобелевский лауреат, проблема "откатов" является главным препятствием для ее правильного развития. "За те деньги, что пошли на "Сколково", можно было бы четыре смешанных академгородка построить. С "Роснано" то же самое случилось. Те же самые программы вкладывания в высокие технологии существуют в Норвегии, Арабских Эмиратах. Но почему-то, как всегда, в России получились бюрократия и коррупция. "Роснано" использовали совершенно не в тех целях, в каких должны были", - говорит он.
Иностранцам, знающим лишь пару-тройку русских слов, слово "откат" знакомо так же, как "здравствуйте" и "за здоровье", посетовал Андрей Гейм.