Спасательных подразделений ВМФ, которые были способны выполнять работы такого уровня, как эвакуация членов экипажа "Курска", не существуют в России уже несколько лет, заявил в интервью газете "Известия" главный водолазный врач ВМФ Сергей Никонов. "Прежде на каждом из флотов были свои штатные водолазы-глубоководники. Они были способны выполнять целый комплекс серьезных работ по оказанию помощи аварийной лодке на глубинах до 160-200 метров. Физиологическая натренированность водолаза сохраняется около 40 суток", - сообщил он. По его словам, система подготовки и поддержания рабочей формы водолазов ВМФ была отлажена, наработана десятилетиями. "Однако она была очень затратной, а сейчас морально устарела. Весь мир давно действует иначе - эти работы выполняют коммерческие водолазные фирмы. Их нанимают, в том числе и военный флот, при различных аварийных ситуациях", - сообщил главный врач ВМФ.

По мнению Сергея Никонова, причиной гибели 23 подводников, оставшихся в живых после взрыва боезапаса, стало уникальное по трагичности стечение обстоятельств. "Ребята погибли за несколько часов до развертывания спасательных сил, хотя спасателями были перекрыты все существующие нормативы", - считает он.

Как отметил главный врач ВМФ, любой спуск под воду причиняет вред здоровью. В связи с этим для профессионалов в этой области нужна система медико-социальной защиты. Однако специалистов в этой области становится все меньше. Причина этого в том, что состоянием человека в условиях длительного пребывания в воде занимаются врачи-спецфизиологи. Однако подобной специальности нет в номенклатуре Минздрава. "Кроме того, врач-физиолог обязан два раза в месяц имитировать погружение в барокамере и периодически погружаться реально, но водолазного стажа и льгот не имеет, - поясняет Сергей Никонов. - Увольняясь из армии, права на лечебную работу по специальности тоже не имеет. Специальность, не имеющая гражданской перспективы, не привлекает выпускников военно-медицинских вузов".

Первая операция по спасению подводной лодки - потайного судна - состоялась в 1720 году. В ней принял участие сам Петр Первый. В современном виде служба создавалась в послевоенные годы, вместе с океанским флотом. В 40-50-х годах были проведены исследования и сотни спусков водолазов на глубины 200-300 метров - задолго до аналогичных спусков в США.