По мнению Сергея Никонова, причиной гибели 23 подводников, оставшихся в живых после взрыва боезапаса, стало уникальное по трагичности стечение обстоятельств. "Ребята погибли за несколько часов до развертывания спасательных сил, хотя спасателями были перекрыты все существующие нормативы", - считает он.
Как отметил главный врач ВМФ, любой спуск под воду причиняет вред здоровью. В связи с этим для профессионалов в этой области нужна система медико-социальной защиты. Однако специалистов в этой области становится все меньше. Причина этого в том, что состоянием человека в условиях длительного пребывания в воде занимаются врачи-спецфизиологи. Однако подобной специальности нет в номенклатуре Минздрава. "Кроме того, врач-физиолог обязан два раза в месяц имитировать погружение в барокамере и периодически погружаться реально, но водолазного стажа и льгот не имеет, - поясняет Сергей Никонов. - Увольняясь из армии, права на лечебную работу по специальности тоже не имеет. Специальность, не имеющая гражданской перспективы, не привлекает выпускников военно-медицинских вузов".
Первая операция по спасению подводной лодки - потайного судна - состоялась в 1720 году. В ней принял участие сам Петр Первый. В современном виде служба создавалась в послевоенные годы, вместе с океанским флотом. В 40-50-х годах были проведены исследования и сотни спусков водолазов на глубины 200-300 метров - задолго до аналогичных спусков в США.