Постановление об изменении состава правительственной комиссии подписал премьер-министр Дмитрий Медведев, который по-прежнему возглавляет этот орган. В комиссию введены замсекретаря Общественной палаты Владислав Гриб, директор фонда ГРАНИ Светлана Маковецкая, сопредседатель "Деловой России" Сергей Недорослев, советник предправления "Связной банка" Максим Ноготков, завкафедрой РЭУ им. Г. Плеханова Александр Починок, министр экономического развития Алексей Улюкаев, президент РАН Владимир Фортов, предправления Международной конференции обществ потребителей Дмитрий Янин.
"Таким образом в комиссии усилена "научная" составляющая", - говорится в комментарии на сайте Открытого правительства. Исключены были семь человек, в том числе бывший ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев и бывший зампред Центробанка Сергей Алексашенко. Как пишет "Коммерсант", эксперты больше не могут принимать участие в работе правительственной комиссии в связи с отъездом за рубеж.
"Правительству решать, нужно ему мое мнение и совет или нет. Решили, что не нужно. Сотрудничество с правительством, открытым или закрытым, - процесс с двусторонним движением. Обе стороны должны понимать, что они дают и что они получают. Если кто-то хочет только получать, то сотрудничество не получается", - прокомментировал решение Медведева Алексашенко. Гуриев же пояснил, что подавал заявление с просьбой исключить его из правкомиссии сразу же после отъезда из страны, и теперь, когда решение принято, не имеет никаких претензий.
Сохранивший членство в комиссии Михаил Федотов, глава президентского Совета по правам человека, сказал, что Гуриев и Алексашенко "умные люди", и признался, что ему жаль, что они "были вынуждены уехать".
Напомним, Сергей Гуриев эмигрировал во Францию, опасаясь попасть в тюрьму по "делу экспертов", в рамках которого силовики проверяли экономистов, посчитавших, что Михаил Ходорковский и Платон Лебедев были осуждены по второму делу ЮКОСа незаконно.
В свою очередь Сергей Алексашенко заявлял, что его к отъезду в США подтолкнула российская власть, когда ему не позволили избраться в совет директоров "Аэрофлота". Наблюдатели тогда предположили, что проблемы возникли из-за контактов Алексашенко с лидерами оппозиции.
Отъезд из России Гуриева, вслед за отъездом Гарри Каспарова, был воспринят на Западе как признак "противоречивой тенденции политического изгнания". Новую волну политэмиграции называют четвертой после бегства от большевиков в 1920-х годах, эмиграции во время Второй мировой войны и третьей волны, пришедшейся на период холодной войны.