По его словам, "самопровозглашение независимости Косово и возможное признание этой независимости рядом западных государств будет очень серьезным фактором для пересмотра Россией своих подходов - прежде сдержанных - в отношении самопровозглашенных республик", передает ИТАР-ТАСС. Речь, очевидно, идет об Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье.
Прежде, отметил депутат, подходы России "всегда были в пользу поддержания территориальной целостности всех без исключения соответствующих государств". Сегодня, заключил Косачев, трудно пока говорить, в какой степени будет развиваться эта новая позиция России - "с какой скоростью и в каких темпах, в каком направлении - это нам еще предстоит обсудить".
Заявление парламентария прозвучало в ответ на неоднократные выступления косовских властей о том, что Приштина готова "в ближайшие дни" в одностороннем порядке провозгласить независимость. Ряд западных государств дали понять, что признают косовское государство, а Евросоюз готовится ввести в Косово внешнее управление. Некоторые страны ЕС указывают на правовую сомнительность этого шага без соответствующей резолюции Совбеза ООН. Однако все разговоры о независимости Косово наталкиваются в Совбезе на резкое противодействие России, настаивающей, что нужно учитывать позицию Белграда.
Весь же спектр политических сил в Сербии категорически против отделения Косово. Победивший в минувшие выходные на президентских выборах действующий глава Сербии Борис Тадич также неоднократно заявлял о неприятии независимости косовского края в любом виде. Перед вторым туром, в котором он обошел националиста Томислава Николича, Тадич побывал в Москве и был принят на самом высоком уровне - в отличие от Николича. В эту поездку политический союз с Москвой Тадич скрепил стратегическим нефтегазовым договором, поддержав продажу России крупнейшей нефтегазовой компании Сербии NIS.
В понедельник Косачев вновь заявил о поддержке президента Тадича. По словам депутата, "российско-сербские отношения будут развиваться и далее по восходящей, а в том, что касается вопросов территориальной целостности, мы, естественно, будем и дальше поддерживать в этом сербское руководство и надеемся удержать эту ситуацию от коллапса совместными усилиями",
По мнению Косачева, РФ занимала "очевидно нейтральную позицию" в отношении к президентским выборам в Сербии. "Это однозначная позиция России, подтверждающая то, что она готова работать с любым из победителей этой кампании", - подчеркнул депутат.
Косачеву представляется "несколько упрощенным и надуманным сравнение Тадича и Николича как политиков, первый из которых выступает за сближение Сербии с Западом, а второй - за сближение с Россией". Оба претендента, считает депутат, всегда выступали с "патриотических позиций защиты интересов сербского народа", и их мнения по вопросам территориальной целостности Сербии полностью совпадали, а потому в ходе выборов различалась не столько стратегия, сколько тактика кандидатов.
С точки зрения российских интересов, подчеркнул он, избранный президент Тадич - "совершенно нормальный, перспективный, конструктивный партнер". Это, по словам Косачева, подтвердило в том числе заключение крупного двустороннего соглашения в энергетической сфере, заключенное накануне выборов между РФ и Сербией.
Узнав о своей победе, переизбранный на 5 лет президент призвал Сербию восстановить национальное единство. "У нас есть идея, способная объединить всю страну. Эта идея - европейская и демократическая Сербия", - указал Тадич, которого в Евросоюзе открыто называют "своим" кандидатом.
Проголосовав за Тадича, сербское общество выбрало "взвешенный курс", считает председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Юрий Шарандин. Он объясняет победу Тадича тем, что "чрезмерный радикализм обычно не приводит к положительным результатам". В этой связи он напомнил время правления Слободана Милошевича, чья "политика дала повод для широкомасштабной военной акции против Югославии".
По мнению сенатора, сейчас в сербском обществе складывается баланс "с небольшим перевесом в сторону Тадича", несмотря на существенную поддержку радикалов. Это положение вещей следует поддерживать, чтобы "не давать поводов ни США, ни другим членам НАТО, ни тем более албанцам, для обвинения Сербии в радикализме и каких-то односторонних действиях", уверен Шарандин.