Решение суда дагестанского Дербента об отмене итогов выборов мэра было, по мнению экспертов, "беспрецедентным для Северного Кавказа" и доказало: результаты голосования в России отменить можно, даже если против этого власти и прокурор
РЕН ТВ
Решение суда дагестанского Дербента об отмене итогов выборов мэра было, по мнению экспертов, "беспрецедентным для Северного Кавказа" и доказало: результаты голосования в России отменить можно, даже если против этого власти и прокурор, пишет в пятницу "Коммерсант".

Случаев, когда суд отменял итоги выборов глав городов или регионов, в современной России крайне мало. Среди примеров - отмена результатов в Нижнем Новгороде в 1998 году, когда победил авторитетный предприниматель Андрей Климентьев, отмена выборов главы Багратионовского района Калининградской области в 2004 году, когда суд установил факты подкупа избирателей. В подмосковном Сергиевом Посаде начиная с 2003 года суд трижды отменял результаты выборов мэра, где неизменно побеждал не устраивавший областные власти кандидат Анатолий Упырев.

- Выборы в Дербенте сопровождались беспрецедентными скандалами

Нынешний случай в Дербенте политолог Александр Кынев назвал беспрецедентным и символичным. Он пояснил, что на Северном Кавказе, где выборы всегда проходят с нарушениями, пересмотр итогов произошел впервые. Кроме того, это знак федеральному центру, что вопиющие случаи нарушений 11 октября не остались незамеченными, несмотря на то, что речь идет о кандидатах "Единой России", приводит его слова газета.

Впрочем, по мнению наблюдателей, дербентскому делу теперь скорее всего предстоит пройти через московские суды, так как прокурор города подал апелляцию в Верховный суд Дагестана. Если тот оставит решение горсуда в силе, то, по данным источников "Коммерсанта", спор пойдет выше - в московские инстанции.

Решение дербентского суда сразу же связали с дальнейшей судьбой главы Дагестана Муху Алиева: многие увидели очередной административный сигнал в его адрес, пишет "Время новостей". Первый срок его полномочий истекает в феврале, но президент России Дмитрий Медведев может еще до конца года определить, кто возглавит республику: список из пяти кандидатов (включая самого Муху Алиева) уже почти две недели лежит у него на столе.

Именно выборы мэра в Дербенте стали стартом финального этапа гонки за должность главы Дагестана. В условиях назначения региональных руководителей эта гонка носит подковерный характер, битва идет не за симпатии избирателей, а за лоббистские ресурсы и благосклонность Кремля, считает издание.

Неделю назад часть парламента Дагестана попыталась предложить Москве составить список заново после консультаций с депутатами. Но в итоге их попытка навязать федеральному центру точку зрения республиканского руководства принесла, по всей видимости, больше вреда этому самому руководству. А решение суда в Дербенте еще раз напомнило о слабости позиций действующего главы Дагестана. (Наиболее примечательные выдержки из СМИ по теме - на сайте "Заголовки.ru").

На данный момент ясно одно - пока будет идти судебное разбирательство, новые выборы в Дербенте назначены не будут. Источники "Коммерсанта" в региональном отделении "Единой России" заверили, что обязательно доведут дело до Верховного суда. Центризбирком РФ в четверг официальную позицию не сформулировал. Обжаловать решение суда может местный избирком.

В случае отсутствия апелляций повторные выборы мэра Дербента должны пройти в течение трех месяцев после признания голосования недействительным, поясняет "Российская газета".

В пятницу в руководстве "Единой России" заявили, что в вопросе оценки итогов выборов в Дербенте необходимо руководствоваться требованием закона и предложили "дождаться, пока решение суда вступит в силу". Секретарь президиума Генсовета ЕР Вячеслав Володин сказал "Интерфаксу", что партия делала все, чтобы выборы состоялись, и люди могли проголосовать за своего кандидата, и отметил, что "фактически борьба шла между двумя единоросами - Казиахметовым и Ералиевым, которые заняли первое и второе места". "Когда же возникли споры коллег по партии в отношении итогов выборов, "мы также заявили, что претензии надо рассматривать в суде", - сказал Володин.

Об этом же заявил и глава Межрегионального координационного совета партии в Южном федеральном округе Николай Панков. "Со своей стороны мы старались не допустить противоправных действий. Партия всегда настаивала, что претензии, если они есть, надо рассматривать в суде... Решение суда первой инстанции состоялось. Как только оно вступит в силу, будем его исполнять", - сказал Панков.

Выборы в Дербенте сопровождались беспрецедентными скандалами

Голосование в Дербенте стало главным скандалом единого дня голосования 11 октября. Некоторые избирательные участки работали неполный день, а треть - так и не открылись. По данным оппозиции, на работников избиркомов оказывали давление, а входы на участки контролировали местные милиционеры и силовики в камуфляже и масках. Они группами запускали избирателей.

Кроме того, впервые в истории российских выборов на некоторые участки просто не пускали избирателей - помещения были заполнены сотрудниками правоохранительных органов. Оппоненты переизбиравшегося (и в итоге победившего) мэра Феликса Казиахмедова утверждали, что милиционеры пускали к избирательным урнам только сторонников последнего. Между силовиками и избирателями происходили споры и стычки.

Приводились случаи похищения бюллетеней, а кроме того, был похищен глава участковой избирательной комиссии №30 Мурад Мурадов. Как рассказал сам Мурадов, за два дня до выборов он подал в суд заявление о признании недействительными 600 заполненных бюллетеней, находившихся в здании избиркома. Накануне голосования на него напали неизвестные, выпустив автоматную очередь в воздух и избив в присутствии свидетелей.

В багажнике автомобиля его доставили в здание районной администрации. В кабинете заместителя главы района присутствовали начальник отдела прокуратуры республики Марат Казиахмедов (брат мэра Дербента), прокурор города, председатель территориальной избирательной комиссии и дагестанский премьер Шамиль Зайналов.

По словам Мурадова, Зайналов предъявил бюллетени с галочками, проставленными за одного из кандидатов - бывшего прокурора республики Имама Яралиева. Как утверждает Мурадов, в результате против него возбуждили дело по факту фальсификации бюллетеней.