Владимир Путин прибыл в Северодвинск, где принял участие в церемонии передачи военным морякам новой атомной подводной лодки "Гепард"
НТВ
Президент России Владимир Путин прибыл в Северодвинск, где принял участие в церемонии передачи военным морякам новой атомной подводной лодки "Гепард". Как сообщает ИТАР-ТАСС, глава государства поднялся на верхнюю палубу субмарины, пришвартованной к пирсу северодвинского предприятия "Севмаш", и принял доклад командира лодки гвардии капитана I ранга Дмитрия Косолапова.

В присутствии президента был освящен военно-морской Андреевский флаг, который командир лодки под звуки государственного гимна поднял на флагшток на корме субмарины. Экипаж подлодки был построен на верхней палубе. На пирсе вывешен транспарант: "Гепард" - первенец ХХI века - на службу России!". По окончании церемонии Владимир Путин вошел внутрь подлодки, где побеседовал с экипажем "Гепарда".

"Гепард" получил бортовой номер К-335 и вошел в состав Северного флота. По информации "Независимого военного обозрения", новая АПЛ получила название в честь подводной лодки российского флота "Гепард", заложенной в сентябре 1913 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. В мае 1915 она вступила в строй. "Гепард" участвовал в Первой мировой войне, обеспечивая проведение поисковых и разведывательных действий на морских коммуникациях противника. Субмарина совершила 15 боевых походов. В октябре 1917 года, находясь на боевом патрулировании в Балтийском море, лодка погибла. Причина трагедии не установлена до сих пор.

Нынешняя субмарина, предназначенная для нанесения ударов по корабельным группировкам и береговым объектам, имеет полное подводное водоизмещение 12 770 тонн и глубину погружения 600 м. Скорость подводного хода - до 33 узлов. Вооружение - крылатые ракеты РК -55 "Гранит", торпеды и противолодочные управляемые ракеты. Экипаж - 73 человека.

Ранее со стапелей "Севмашпредприятия" сошли шесть АПЛ этого класса: "Барс" (1988), "Пантера" (1990), "Волк" (1991), "Леопард" (1992), "Тигр" (1993), "Вепрь" (1994). Еще одна субмарина - "Кугуар" - находится в стадии постройки. Лодки данного класса являются самыми малошумными атомными субмаринами в ВМФ РФ.

Все эти АПЛ разработаны в Санкт-Петербурге в ЦКБ-16 "Малахит". При создании лодок третьего поколения использовался опыт, накопленный при проектировании и эксплуатации АПЛ предыдущих поколений. При этом ставилась задача максимально уменьшить уровень шумов. "Малахит" справился с этой задачей, и лодки данного проекта сейчас являются самыми бесшумными атомными подлодками, стоящими на вооружении Российского ВМФ. Они превосходят по этому показателю американские АПЛ типа "Лос-Анджелес". Так, при скорости хода 6-8 узлов лодку обнаружить достаточно сложно, что и было доказано у берегов США, когда одна из лодок этого проекта осуществляла скрытое слежение за новейшей американской подлодкой с баллистическими ракетами на борту. До этого американские военные специалисты считали свои лодки практически необнаруживаемыми, а возможность скрытого слежения за ними вообще не рассматривалась, сообщает Пресс-Центр.Ru.

Тем не менее военное судостроение России за последнее десятилетие не создало ни одного нового корабля, кроме достройки заложенных еще при СССР. Достроенные корабли, со средним сроком нахождения на стапеле свыше 7 лет, морально и технически устарели и, по сути, являются для ВМФ обузой. Так, в 1993-1994 годах руководство ВМФ из-за недостаточного финансирования официально отказалось от достройки нескольких кораблей, находящихся на стапелях судостроительных заводов. В их числе была и достроенная позже, в 2000 году, подводная лодка "Гепард". Головной корабль этого проекта уже выслужил установленный срок и выведен из состава ВМФ, а последний (запчасти к оборудованию которого уже не выпускаются, а само оно устарело и выслужило все гарантийные сроки) проходит испытания.

Между тем в интервью "Независимому военному обозрению" бывший командующий СФ ВМФ России адмирал Эдуард Балтин заявил, что катастроф, подобных случившейся с "Курском", избежать не удастся. По его словам, в атомную подлодку "Гепард" конструктивные изменения внесены не были. "Да это и невозможно, - подчеркнул адмирал. - Кстати, средств спасения достаточно на любой подлодке. "Курск" затонул на глубине 100 м. Мы плавали в океане и не на таких глубинах. "Комсомолец" лежит на глубине 3 км, "Скорпион" - на такой же глубине. Какими бы совершенными ни были спасательные устройства, профессия подводника остается профессией повышенного риска, и с этим надо смириться".