"Мы не прошли мимо этого вопроса и направили командованию представление Главной военной прокуратуры о нарушении закона в этой части. Всех призывников возвращают и, я думаю, не сегодня - завтра их не останется (в зоне бывшего конфликта – прим.ред.)", - сказал Фридинский.
По его словам, "злого умысла никакого не было, поскольку военные части (вводились в Южную Осетию – прим.ред.) из полевых условий, где проводились тактические учения". "Это ничего не оправдывает, но есть такой факт, что обстоятельства сложились таким образом", - добавил главный военный прокурор.
В то же время Сергей Фридинский сообщил, что по состоянию на 3 сентября в результате военных действий в зоне грузино-южноосетинского конфликта 71 миротворец РФ считается погибшим, 340 ранены.
Отметим, что ранее в разных российских городах похоронили несколько солдат-срочников, тела которых были доставлены из Южной Осетии. Правозащитники еще 20 августа попросили прокуратуру разобраться, каким образом они там оказались.
В тот же день Генштаб РФ признал очевидное: среди российских солдат в Южной Осетии были и срочники. Однако там сказали, что их число было "незначительным" и что закон о воинской обязанности и военной службе позволяет привлекать подготовленных солдат срочной службы к ведению боевых действий.
В свою очередь Общественная палата РФ выразила намерение разобраться с информацией о присутствии российских призывников в зоне грузино-южноосетинского конфликта. "Согласно положениям, призывники в мирное время могут направляться для участия в боевых действиях только на добровольной основе. Недавно нам говорили, что срочников там нет. Но сейчас признали их присутствие. Общественная палата не может оставить этот вопрос без внимания", - заявила президент Фонда "Холокост", член Общественной палаты Алла Гербер.
Прокуратура рекомендует российским военным жаловаться в международный суд на Грузию
Российским миротворцам, пострадавшим в Южной Осетии, уже выплачено более 100 миллионов рублей страховых выплат, сообщил главный военный прокурор РФ Сергей Фридинский.
Кроме того, по его словам, у них остается право обращаться и в международные суды на действия Грузии. "Все они являются полноправными гражданами нашей страны, поэтому никто их не может лишить права обращаться в суды", - сказал он.
Среди задач военных прокуроров - помочь им разобраться в правовых вопросах и разъяснить их права", - подчеркнул Фридинский.
В зоне грузино-осетинского конфликта продолжают искать без вести пропавших людей
Главный военный прокурор РФ сообщил, что в зоне грузино-южноосетинского конфликта продолжается работа по выяснению судеб без вести пропавших.
"Есть без вести пропавшие, судьба которых пока не ясна, но думаю, что все точки над "i" будут расставлены", - сказал он. Также он рассказал, что ГВП совместно с другими службами проверяют информацию об участии иностранцев в этом конфликте. "Среди убитых были найдены документы иностранных граждан. Однако тел владельцев этих документов на месте обнаружено не было", - сказал он.
В то же время опознание всех погибших в Южной Осетии миротворцев займет длительный период. "Это объясняется варварским применением оружия грузинской стороной", - заметил Фиридинский. "В некоторых местах мы находим только фрагменты тел", - уточнил он, добавив, что "иногда найденные фрагменты настолько мелкие, что нельзя сказать, скольким лицам они принадлежат".
"Что касается военнопленных, то на сегодняшний день все, о которых что-то было известно, переданы той или иной стороне", - сказал Фридинский. При этом он не исключил, что могут появиться новые лица, напомнив, что "есть без вести пропавшие, судьба которых не ясна".
Российские войска не разрушали грузинские села в Южной Осетии
В ходе операции по принуждению Грузии к миру села в Южной Осетии, где проживало грузинское население, практически не пострадали, заявил главный военный прокурор.
"Если бы на пути российских войск не было деревень, как осетинских, так и тех, где проживало грузинское население, вооруженные силы Грузии наши войска смели бы гораздо быстрее. По большей части их спасло то, что позиции были оборудованы, в том числе в селах, где проживали граждане Грузии, и наши войска по ним практически не наносили ударов", - сказал Фридинский.
"Это делалось не спонтанно, военные понимали, что там живут мирные жители, и поэтому в ходе боевых действий разрушений этих деревень практически не было", - отметил прокурор.
Отвечая на вопрос, остается ли сегодня в селах в Южной Осетии грузинское население, Сергей Фридинский заметил, что "сегодня вряд ли кто-то в состоянии учесть всех людей, которые приезжают и уезжают".
"Силой никто никого никуда не выгоняет, равно как и не привозит сюда. Поэтому кто в конечном итоге останется жить, кто уедет, сегодня трудно сказать. Хотя лица грузинской национальности здесь, безусловно, есть", - отметил главный военный прокурор.
Прокуратура расследует факты применения Грузией кассетных бомб
"В ходе следствия изъято очень много осколков и частей зарядов и снарядов самых различных типов и марок, по ним назначены экспертные исследования, после которых можно будет ответить на этот вопрос", - сказал главный военный прокурор России.
На вопрос журналистов, целенаправленно ли грузинские бомбардировки были нацелены на мирное население, Фридинский ответил, что у него нет сомнений в этом, поскольку мирный квартал Цхинвали, где сегодня велась беседа с журналистами, фактически полностью уничтожен.
В то же время российская сторона действовала в Южной Осетии в полном соответствии с нормами международного права, подчеркнул Фридинский, напомнив, что Главная военная прокуратура осуществляет надзор за законностью действий российских военнослужащих.
"С точки зрения права, были соблюдены все нормы и обязательства, которые Россия на себя брала. А что касается агрессии, то Россия была вынуждена применить силу, потому что другого выхода не было. Убивали наших миротворцев, наших граждан, поэтому Россия применила единственно верный и соответствующий всем нормам международного права шаг по защите своих граждан", - подчеркнул Сергей Фридинский.
"Мы даже наверное слишком долго терпели - ведь были нападки, оскорбления наших миротворцев, и не по нашей вине настало это время, когда Россия вынуждена была применить силу", - сказал прокурор.
Он напомнил, что первое уголовное дело о событиях в Южной Осетии по факту убийства российских миротворцев было возбуждено по его указанию еще 8 августа, и группа военных прокуроров и военных следователей прибыли на территорию Южной Осетии из штабов в Джаве.
"Военная прокуратура для того и создана, чтобы даже в таких необычных условиях обеспечивать соблюдение законности", - сказал Фридинский. По его словам, на сегодняшний день военными прокурорами и следователями эти задачи решаются даже в большей мере, чем в первые дни.
Фридинский сообщил также, что российская сторона не будет возвращать захваченное в Южной Осетии оружие. "В России много лет действует закон "Об оружии", в соответствии с которым изъятое оружие, изымаемое в том числе в зоне ответственности миротворцев, ставится на учет и передается в органы внутренних дел", - сказал он.
"Возвращать его никто не собирается. Пригодное к употреблению оружие будет помещено на складах, а непригодное будет утилизироваться", - сказал Фридинский.