Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес знаковый приговор по делу троих россиян, осужденных за торговлю наркотиками
echr.coe.int
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес знаковый приговор по делу троих россиян, осужденных за торговлю наркотиками. Суд по сути оправдал их, признав незаконным излюбленный метод российских борцов с наркоторговлей, с помощью которого были пойманы осужденные, - так называемую контрольную закупку, пишут "Новые известия". Теперь на оправдание могут рассчитывать и другие подозреваемые, задержанные таким способом, считают эксперты. Впрочем, некоторые из них признают: решение Евросуда ничего не изменит, пока не будет изобретен другой, не менее эффективный, но более правовой способ борьбы с наркоторговлей.

Решение ЕСПЧ было опубликовано на сайте суда во вторник. В тексте документа напоминается, что иски против РФ были поданы гражданами Виктором Веселовым, Максимом Золотухиным и Игорем Дружининым, осужденными ранее за сбыт наркотиков.

Все трое утверждали, что с наркобизнесом не связаны, а к продаже наркотиков их склонили полицейские, выдавшие себя за покупателей. Так, Золотухина подставила его знакомая наркоманка, действующая как полицейский агент. Веселов поддался на уговоры знакомого продать ему за большую сумму гашиш. Дружинин был задержан, когда поддался на уговоры знакомой наркоманки сходить с ней за покупкой новой дозы.

При этом ни один из осужденных ранее не был замечен в сбыте психотропных веществ. Не было документально подтверждено ни одного разговора.

Выслушав мнения сторон, Европейский суд согласился с доводами истцов, считающих, что их вина была доказана при нарушении шестой статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (право на справедливое судебное разбирательство) и постановил взыскать с Российской Федерации в пользу осужденных россиян в общей сложности 15 600 евро.

Вынося свой вердикт, суд также сослался и на российский закон "Об оперативно-розыскной деятельности", согласно которому полицейским запрещается "подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий". Суд указал, что подобные действия выходят за рамки полномочий сотрудников полиции и нарушают права заявителей.

В решении были также проанализированы похожие дела и приведены в пример законодательства и нормы других стран. Например, в большинстве стран Европы для того, чтобы привлечь частное лицо к оперативному эксперименту, необходимо разрешение прокурора или суда. А в России практика проведения этих экспериментов находится в компетенции оперативно-розыскных органов и противоречит опыту большинства государств, в которых действует Конвенция.

На пути 150 аналогичных исков

"Это важное решение Европейского суда, которое фактически ставит под сомнение законность оперативно-розыскной деятельности (ОРД) в России", - прокомментировала "Московскому комсомольцу" решение Евросуда адвокат, правовой аналитик Межрегиональной правозащитной Ассоциации "Агора" Ирина Хрунова. По ее словам, "суд заявил, что в России нет эффективного контроля за органами, осуществляющими ОРМ. Поэтому результаты ОРМ не могут служить доказательствами по делам, связанным с наркотиками, если нет иных доказательств".

Как отмечает "Взгляд", дело может стать прецедентным для 150 аналогичных исков против Российской Федерации, находящихся на рассмотрении Страсбургского суда.

"Железный способ"

Однако у российских борцов с распространением наркотиков на этот счет другое мнение. Российские граждане, подавшие жалобу в Европейский суд, не могли быть абсолютно невиновны, считает основатель руководитель фонда "Город без наркотиков" Евгений Ройзман. "Нельзя спровоцировать человека, не имеющего отношения к торговле наркотиками", - заявил он.

Ройзман полагает, что решения ЕСПЧ, подобные этому, вряд ли смогут стать прецедентами. "Это такие жалобные реверансы, это только для Европейского Суда, ни в одной нормальной стране это не прокатит. Поэтому я считаю, что это такой прецедент, пока никакой для нас", - отметил он.

"Я считаю, что в этом плане именно правоохранительные органы, те, кто работает по проверочной закупке, они все делают правильно. Нет другого способа посадить наркоторговцев. Ничего еще не придумали. Это самый железный способ нейтрализовать наркоторговцев", – добавил он.

Наркоконтроль для активистов. Дело Таисии Осиповой

Известны случаи, когда контрольная закупка наркотиков полицейскими проводилась сомнительными способами. Наиболее громким из таких дел стал случай с задержанием жены члена исполкома незарегистрированного движения "Другая Россия" Сергея Фомченкова Таисии Осиповой.

В ноябре 2010 года женщина была задержана и арестована по обвинению в незаконном сбыте наркотиков в особо крупном размере. Летом 2011 года смоленская полиция распространила заявление, в котором сообщила, что Осипова была уличена в торговле наркотиками в результате контрольной закупки четырех граммов героина.

В декабре 2011 года ее приговорили к 10 годам лишения свободы.

Соратники оппозиционерки уверены, что уголовное дело против нее было сфабриковано, а Осипова оказалась под следствием из-за политической активности своего мужа. В защиту Осиповой неоднократно проводились акции в Москве и Петербурге. Имя Осиповой было включено в список политзаключенных, переданный в Кремль активистами движения "За честные выборы".

В январе 2012 года на громкий процесс обратил внимание тогда еще президент Дмитрий Медведев. 25 января на встрече со студентами журфака МГУ он заявил, что считает приговор Осиповой излишне суровым для матери с маленьким ребенком и пообещал попросить прокуратуру еще раз разобраться в этом деле. Также Медведев усомнился в работе полиции, проведенной в ходе расследования дела Осиповой, отметив, что бывают случаи, когда наркотики подбрасывают, чтобы "выбить" у кого-то необходимые показания.

Дело активистки было направлено на новое рассмотрение. На повторном процессе в августе 2012 года суд снизил Осиповой срок до восьми лет лишения свободы в колонии общего режима, хотя гособвинитель просил приговорить ее лишь к четырем годам колонии.