"Лично я считаю: то, что не заплатили выкуп, дало мне шанс на жизнь. А не выплатили потому, что "Лукойл" выдвинул жесткое требование: выкуп возможен только путем открытого обмена живого человека на деньги. Преступники на это не решились", - сказал Сергей Кукура в интервью газете "Ведомости", опубликованном в четверг.
Сказать что-либо о требованиях, которые предъявляли ему похитители, Кукура отказался. "Извините, я дал следственным органам подписку о неразглашении всего связанного с моим задержанием, поэтому не могу ответить", - сказал он.
Никакого физического насилия в отношении его похитители не применяли, если не считать таких "бытовых мелочей", как приковывание наручниками, рассказал Кукура. "Наверное, единственное, чего я там боялся, - это физических истязаний. Не то чтобы был животный страх, но хотелось последние минуты прожить без мучений", - добавляет финансист.
По словам вице-президента "Лукойла", дважды похитители применили неизвестные препараты: "В процессе захвата кололи, потом еще один раз. Я не знаю, что это было. Когда повезли, я сначала пытался высчитывать повороты, но потом наступило состояние какого-то полусна, забытья", - вспоминает Кукура.
Он затруднился ответить на вопрос, почему похитители его отпустили. "Вы знаете, у нормальных людей мыслительные процессы практически одинаковы и понятны, но анализировать поведение преступников, по крайней мере мне, достаточно сложно. Говорить о каком-то их благородстве - это просто кощунство. Я думаю, что на них очень подействовала широкая огласка дела. И из их разговоров я понял, что дальнейшее мое удержание становится проблематичным. Они явно нервничали, и был даже момент, когда они пытались чуть ли не заручиться моей поддержкой, защитой от властей. Это все, что я имею возможность сказать", - заявил Кукура.
На вопрос журналиста о том, изменилось ли его мироощущение после пережитого похищения, финансист ответил: "Такие экстремальные ситуации, конечно, не дай бог, чтобы они происходили, как-то очищают. Очищают от какой-то мелочности, суеты. Начинаешь понимать, что есть главное в жизни, а что побочное. У меня, кажется, стало больше чувства любви к людям. Потом, каждому человеку, наверное, важно, что будут думать о нем после смерти, когда он уже ничего изменить не может. Такие мысли посещали меня и раньше, но только теперь я, как мне кажется, прочувствовал эту истину до конца: что бы человек ни делал, он должен делать это как последний раз в жизни".
"Я знал. Я знал до последнего момента, что меня убьют. Я не предполагал, что останусь в живых", - добавил он.
Сергей Кукура был похищен неизвестными 12 сентября в Подмосковье. За его освобождение похитители требовали 3 миллиона долларов и 3 миллиона евро. 25 сентября он был отпущен похитителями.
Представители следствия ранее заявили, что похищение Кукуры почти раскрыто. При этом сообщалось, что первого вице-президента "Лукойла" похитили трое: украинцы Александр Ветлугаев и Сергей Мельчаковский, а также уроженец Еревана Гагик Бгдоян.
Однако в среду, 2 октября, выяснилось, что Гагик Бгдоян уже не является подозреваемым по делу о похищении Кукуры. При этом прокуратура признала, что его искали по другому делу - о похищении бизнесмена в 2000 году. Бгдояну уже предъявлено обвинение. "Он создал так называемую "банду офицеров", которая действовала на территории Раменского района. "Участники банды, бывшие военнослужащие, похищали состоятельных людей и требовали за их освобождение крупные денежные выкупы", - сообщил сегодня ИТАР-ТАСС источник в правоохранительных органах.
Кукура Сергей Петрович родился 31 октября 1953 г. в Бресте (Белоруссия). В 1979 г. окончил Ивано-Франковский институт нефти и газа по специальности "экономист по экономике и организации нефтяной и газовой промышленности". С этого времени по 1992 г. работал на различных должностях на нефтедобывающих предприятих Западной Сибири. С 1992 г. вице-президент, с 1993 - первый вице-президент "Лукойла". Входит в советы директоров ряда компаний и банков, связанных с "Лукойлом". Женат, имеет сына и дочь.