По ее данным, председатель совета Ольга Костина заявила на заседании в четверг: "По имеющейся информации, полицейские действовали в рамках закона. Если бы они оставили ребенка и несовершеннолетнюю девушку без внимания, то они, наверное, были бы привлечены к ответственности за оставление в опасности".
"Вопрос о том, что допрос ребенка проводится только в присутствии законного представителя, встает тогда, когда он является жертвой или свидетелем преступления. Но когда его обнаруживают без родителей или представителей в конфликтной ситуации и в отделении полиции силами инспектора устанавливают личности родителей, чтобы пригласить их, чтоб забрали ребенка, такой вопрос не стоит", - пояснила она.
- Правозащитники: полицейские "перестарались"
В то же время главный редактор радио "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов, который является членом Общественного совета при ГУ МВД по Москве, заявил, что по этому вопросу совет еще не собирался. Так что изложенная выше позиция является частным мнением Ольги Костиной.
А полиции подчеркивают: мать ребенка письменно подтвердила, что не имеет претензий к сотрудникам МВД. "ГУ МВД России по Москве проводит проверку по факту доставления в полицию двух несовершеннолетних 1 ноября 2011 года", - сообщили в пресс-службе столичного Главка МВД России в четверг. По предварительным результатам установлено, что во вторник на Триумфальной площади, где проходила несанкционированная акция, сотрудники полиции обратили внимание на стоявших недалеко от группы протестующих граждан девушку, фотографировавшую происходящее, и маленького ребенка, который находился рядом с ней, передает "Интерфакс".
"Подошедшим сотрудникам полиции несовершеннолетняя девушка свои данные и данные ребенка не сообщила, пояснив только, что это не ее ребенок, и не сообщила данные о его родителях. С учетом того, что рядом проходила несанкционированная акция, единственным возможным вариантом действий сотрудников было увести детей из потенциально опасного места и в кратчайшие сроки передать их родителям или законным представителям в целях их же безопасности. Поэтому, в соответствии с законом, несовершеннолетние были доставлены в отдел полиции", - отметили в пресс-службе.
По ее данным, по дороге девушка позвонила матери мальчика и сообщила, что их везут в отделение. "В 18:45 в отделе МВД России по Тверскому району несовершеннолетние были переданы, в соответствии с пунктом 58 "Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел", старшему инспектору по делам несовершеннолетних и отведены в кабинет, предназначенный специально для общения с доставленными несовершеннолетними", - пояснили в пресс-службе.
Няня ребенка была в розыске как без вести пропавшая, утверждают в ГУВД
"Девушка запрещала мальчику сообщать свои личные данные, а также данные его родителей. В целях установления контакта с ребенком и выяснения данных о его родителях для скорейшей передачи его им, девушке было предложено выйти и побыть в другом кабинете. Сотрудники отдела проверили девушку по базам данным и выяснили, что это Кузнецова Виктория Алексеевна, 1995 года рождения, находящаяся в розыске как без вести пропавшая и состоящая на учете в ОДН (отдел по делам несовершеннолетних - прим. ред.). После этого сотрудники полиции связались и с мамой, и с папой несовершеннолетней, однако те забрать ее отказались. В соответствии с установленным федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" порядком, девушка была отправлена в детскую больницу", - сообщили в ГУВД.
"После того, как девушка ушла в другой кабинет, мальчик, оказавшийся Аксеновым Иваном Алексеевичем, 2005 года рождения, стал более разговорчив и спокойно рассказал о себе, о папе и маме. В частности, он сообщил, как их зовут, рассказал, что ходит в детский сад, а также то, что тем вечером он вместе со своим отцом приехал на Триумфальную площадь, что они приезжают туда каждый вторник, и его мама об этом знает", - сказали в пресс-службе.
Кроме того, сообщили в Главке, мальчик рассказал полиции, что 1 ноября он находился со знакомой девушкой по имени Вика, а его папа вместе с другими кричал и держал длинную повязку из ткани. "На момент устной беседы с ребенком его отец, гражданин С.А.Аксенов, в отделе полиции по Тверскому району не находился. Он был доставлен туда позднее за участие в несанкционированном мероприятии", - заявляют в ГУВД. Ранее сообщалось, что Ваню и его няню задержали у ОВД "Тверское", куда ранее доставили задержанного на Триумфальной отца мальчика.
"По приезду матери несовершеннолетнего ребенка, гражданки Пустарнаковой, вся беседа с ребенком была изложена ей в устной форме, - продолжили в пресс-службе. - В присутствии матери было напечатано объяснение от имени ее сына. На данном объяснении А.С.Пустарнакова собственноручно написала, что от подписи отказывается, указав все свои паспортные данные".
"Малолетний И.С.Аксенов был передан под расписку, собственноручно написанную его матерью, в которой она указала, что претензий к сотрудникам ОМВД по Тверскому району Москвы она не имеет", - подчеркнули в пресс-службе.
Правозащитники: полицейские "перестарались"
Тем временем известные российские правозащитники считают неправомерными действия сотрудников полиции, которые доставили шестилетнего ребенка в отделение полиции и составили с его слов протокол. Глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева считает, что сотрудники полиции "перестарались".
"Такой казус, свидетельствующий, к сожалению, о низком культурном и мысленном потенциале тех, кто охраняет у нас общественный порядок даже в столице. Додуматься надо до такого - с ребенком заполнять анкету... Этот казус показывает степень понимания ими их задача и способности их выполнения, - сказала она РИА "Новости" в четверг.
По словам Алексеевой, поскольку ребенок стоял в стороне вместе с няней и в акции участия не принимал, никаких претензий со стороны полиции быть не могло. "Они случайно захвачены... Никто из начальства перед ними (полицейскими) такой задачи явно не ставил", - считает ветеран отечественного правозащитного движения.
Глава движения "За права человека" Лев Пономарев в свою очередь отметил, что государство не должно перекладывать на граждан ответственность за неправовые действия сотрудников полиции. "Можно говорить, что они (граждане) проявили легкомысленность, что-то еще, но это другой разговор... Нельзя переводить все стрелки на граждан. Граждане могут быть легкомысленными, глупыми, граждане разные у нас есть, но это не значит, что они (полицейские) должны детей забирать в полицию", - сказал правозащитник.
При этом он критически отозвался о работе Центра "Э", который занимается борьбой с экстремизмом. "Основная их работа - борьба с политическими оппонентами. Они сопровождают активистов "Другой России".... Этот центр "Э" в том виде, в котором существует, должен быть ликвидирован", - считает Пономарев.
Директор фонда "Общественный вердикт" Наталья Таубина считает, что полицейские должны в обязательном порядке нести ответственность за подобные действия. "А то получается какое-то странное положение дел, когда дети начинают отвечать за поступки родителей. Они получают и психологические травмы", - сказала она.
По словам Таубиной, в случае, если будет доказано, что полицейские превысили свои полномочия, они могут понести дисциплинарную ответственность. Кроме того, в их действиях могут обнаружить и состав для уголовной ответственности, полагает она. "С моей точки зрения, это однозначно акция скорее устрашения, скажем так, давления на родителей. Я с трудом себе представляю юридическую значимость шестилетнего ребенка", - заметила Таубина.
В то же время член Общественной палаты РФ Александр Брод в свою очередь считает, что ответственность за ситуацию лежит как на полицейских, так и на организаторах акции и родителях мальчика. По его словам, организаторы и участники акций 31-го числа "настойчиво рвутся на Триумфальную уже из принципа, зная, что акция несанкционированна, будут жесткие действия полиции".
Но и действия сотрудников полиции, которые отвезли ребенка в ОВД, Брод совсем не одобряет. "Действия правоохранителей бывают излишне жесткими, жестокими, неадекватными. Уже есть примеры, когда под дубинки, под руку правоохранителей попадают совершенно случайные люди", - напоминает правозащитник.
Накануне столичный омбудсмен Евгений Бунимович заявлял, что обратится к начальнику ГУВД Владимиру Колокольцеву с просьбой прояснить ситуацию. При этом он тоже отметил, что не одобряет ни действий полиции, задержавшей и допросившей шестилетнего мальчика, ни действий его отца, оставившего сына близ места, где проходит несанкционированный митинг.
Как сообщалось, маленького сына активиста "Другой России" Сергея Аксенова Ивана задержали вместе с его няней уже после акции "Стратегия-31" на Триумфальной площади в Москве 31 октября, которая закончилась массовыми задержаниями ее участников.
Как сообщали представители "Другой России", задержание 6-летнего Вани и 16-летней Виктории Кузнецов проводил оперативник Центра "Э" МВД РФ Алексей Окопный возле ОВД "Тверское", куда ранее доставили задержанного на Триумфальной отца мальчика. Аксенов-младший в итоге провел в ОВД около двух часов, потом его забрала мать.
Отец мальчика Сергей Аксенов, после того как его самого отпустили из полиции на следующий день в числе других задержанных, выложил в своем блоге фотоснимки протокола допроса его малолетнего сына. Как можно увидеть на снимке, допрос вела инспектор по делам несовершеннолетних. Согласно протоколу, 6-летний Иван начал свою речь так: "По существу заданных мне вопросов могу пояснить следующее..."
Далее приводится рассказ от имени ребенка о том, как он регулярно ходит с папой на акции на Триумфальную, как папа отдает его знакомой - Вике, пока он вместе с другими людьми держит "длинную повязку из ткани", на которой что-то написано, кричит и разбрасывает бумажки "про правду". "Каждый раз, когда моего папу забирают в полицию, мы с Викой стоим на площадке, которая на улице, и ждем, когда меня заберет моя мама", - приводятся также слова Ивана.
Речь идет о детской площадке на Патриарших прудах, недалеко от Триумфальной, поясняет активист. В протоколе допроса ребенка указаны его полные исходные данные, адрес проживания, а в графе "образование" написано: "Д/С, 9-я группа". Аксенов-старший выразил сомнение в законности допроса малолетнего ребенка. По совету адвоката мама, приехавшая в ОВД за Иваном, подписывать его отказалась, но копию взяла, добавил оппозиционер.