ЮКОС уверен: обвинения в том, что компания уклонялась от уплаты налогов, незаконны, безосновательны и отражают выборочное применение закона. Сложно не сочувствовать ЮКОСу. ЮКОС, как и другие российские компании, пытался оптимизировать свои налоговые выплаты в рамках существующей законодательной структуры.
Требование о выплате 3,5 млрд долларов за один 2000 год, половина из которых - это штрафы и расходы по уплате процентов, не обанкротят компанию. Однако в свете расширения расследования правительство может потребовать от компании выплатить столь же деспотические штрафы за последующие налоговые годы.
Толкать ЮКОС, который в прошлом году стал источником 4% правительственных расходов, к ликвидации не имеет смысла. Ренационализация имущества стала бы слишком реакционным шагом - в смысле ущерба положению России на международных рынках капитала и вероятной потери производительности.
Однако нелогичная позиция правительства только подкрепляет предположение о том, что суть дела - в усилении политического давления на Михаила Ходорковского и других ведущих акционеров с целью ослабления их контроля над компанией. ЮКОСу предъявили налоговые требования и заморозили его акции именно в то время, как приближается дата суда над Ходорковским по обвинению в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов, и это не простое совпадение.
Это дело является тестом на рациональность для российского правительства. Выбор в пользу позитивного сценария, по которому ЮКОС договорится с налоговыми властями о выплате значительно меньшей суммы, требует готовности рискнуть.