По данным киргизского ведомства, от министерства обороны Российской Федерации на адрес министерства обороны Киргизии поступило письмо о перечислении 1 марта денег в размере 15,5 млн долларов за использование мест дислокации российских военных объектов на территории Киргизии в 2008-2011 годах.
Алмазбек Атамбаев после переговоров в Кремле упомянул в интервью СМИ о том, что Россия четыре года не платит за базу в Канте. По его словам, президент Медведев был "шокирован" данной информацией и ничего о долгах не знал. "Нужны ли нам такие базы?" - вопрошал Атамбаев. В этом же интервью он пообещал выгнать американцев с базы Манас, и параллели были очевидны.
В ответ в Кремле пообещали деньги выплатить в течение 10 дней, вместе с тем напомнив о внушительном и гораздо более значительном госдолге Киргизии в размере 493 млн долларов.
После ситуация накалилась еще больше: СМИ заговорили и о пересмотре других выгодных для России соглашениях с Киргизией.
1 марта газета "Коммерсант" сообщила со ссылкой на собеседников в МИД РФ, что киргизский лидер "то ли невнимательно читал, то ли вообще не открывал" двустороннее соглашение "О статусе и условиях пребывания российской авиационной базы на территории Киргизской республики", в котором зафиксированы условия пребывания в Канте военных РФ. В частности, статья 5 этого документа начинается со слов о том, что российские военные размещаются там на безвозмездной основе.
В этот же день в Киргизии (неизвестно, до перевода денег или уже после) заявили, что президент слегка запутался в российских военных объектах и в итоге обманул Медведева, предъявив претензии по базе в Канте. В правительстве Киргизии пояснили, что Алмазбек Атамбаев, говоря о долгах Минобороны РФ за военные объекты, имел в виду узел дальней связи и испытательную базу противолодочного вооружения.
База вооружений в городе Каракол, 338-й узел связи ВМФ РФ в поселке Спартак и автономный сейсмический пункт службы спецконтроля Минобороны РФ в городе Майлуу-Суу используются на основе другого соглашения от 1993 года. За них РФ обязалась платить, но не "живыми" деньгами, а подготовкой военных специалистов для Киргизии и поставками оружия. С 2008 года эти обязательства Москвой, действительно, не исполнялись - оружие в Киргизию не ввозили "в связи с обострением внутриполитической ситуации".