В новой версии документа говорится, что операторы будут обязаны хранить на территории РФ в течение трех лет информацию лишь о фактах соединения между абонентами и/или абонентскими устройствами и предоставлять эту информацию правоохранительным органам в случаях, установленных федеральными законами.
При этом сама Бокова в разговоре с журналистами агентства подчеркнула, что эти поправки уже были согласованы с представителями отрасли.
Пакет законопроектов, которые ужесточают наказания за терроризм и экстремизм, вводят ряд дополнительных ограничений под предлогом антитеррористической деятельности, а также устанавливают ответственность за международный террористический акт, был принят 13 мая. Авторами законопроекта стали председатель думского комитета по безопасности Ирина Яровая и председатель комитета по обороне Совета Федерации Виктор Озеров.
Часть антитеррористического пакета касается сроков хранения операторами сотовой связи записей разговоров, текстовых сообщений и изображений, переданных абонентами. Авторы законопроекта намеревались обязать операторов хранить записи в течение трех лет и предоставлять по запросу спецслужбам.
Правительство, в свою очередь, предложило уменьшить этот срок, учитывая технические возможности операторов связи и "потребности правоприменительной практики в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений террористической и иной направленности". При этом конкретные сроки хранения данных не уточнялись, а в документе говорилось, что правительство поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению после добавлений указанных замечаний.
Комментируя отзыв правительства, Ирина Яровая заявила, что настаивает на законодательной регламентации срока и объема хранения записей разговоров россиян и содержания их переписки. При этом Яровая согласна, что этот объем должен быть "разумный, а не преувеличенный".
В настоящее время сотовые операторы хранят только информацию об абонентах и оказанных им услугах, записи разговоров и сообщений в список данных для хранения не входят. Эта информация по системе СОРМ передается непосредственно спецслужбам.
Летом 2014 года было подписано постановление правительства N743, по которому соцсети, формы и общедоступные сайты для общения обязаны подключить оборудование и ПО для силовиков с тем, чтобы спецслужбы в автоматическом режиме получали информацию о пользователях, как это происходит с СОРМ.
Ранее сотовые операторы оценили возможные затраты в случае принятия законопроекта в предложенном виде. Так, в "МегаФоне" сообщили, что компании потребуется 1,4 трлн рублей на соблюдение предлагаемых норм, пояснив, что оператору придется хранить в течение трех лет около 700 млрд минут голосовых вызовов, а также 50 млрд текстовых сообщений и 6 млн терабайт данных интернет-трафика.
В свою очередь, представитель МТС сообщил, что весь трафик оператора в течение года превышает 5-6 млн терабайт. И, согласно подсчетам специалистов, стоимость создания инфраструктуры для хранения в дата-центрах сведений о соединениях только в течение 12 часов составляет минимум 3 млрд рублей.
Наконец, в "ВымпелКоме" отметили, что стоимость инфраструктуры, создание которой может быть необходимо для соблюдения закона, будет превышать годовую выручку оператора.
Напомним, что Ирина Яровая является автором и соавтором многих неоднозначных инициатив, одной из последних стал так называемый "закон садистов" - предложение переписать закон "О полиции" так, чтобы полицейские получили право стрелять в женщин. Ранее парламентарий вносила законопроект о признании НКО "иностранными агентами", возврате в российский Уголовный кодекс ответственности за клевету, а также одобряла и поддерживала запрет на усыновление российских детей семьями из США, более известный как "закон Димы Яковлева".
Виктор Озеров известен, в частности, предложением ужесточить ответственность за уклонение от службы в армии и законом, разрешающим сотрудникам ФСБ проникать в любые помещения для обеспечения общественной безопасности при массовых беспорядках, а также применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей в целях предотвращения терактов, освобождения заложников.