Как выяснилось, замгенпрокурора РФ Владимир Малиновский еще в конце апреля направил главе СКР Александру Бастрыкину очередное, уже четвертое по счету требование о "прекращении уголовного дела и уголовного преследования в отношении Дмитрия Каменщика, Вячеслава Некрасова, Светланы Тришиной и Андрея Данилова за отсутствием в их действиях состава преступления, предусмотренного статьей 238 "Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности" УК РФ, передало агентство ТАСС 3 июня.
"Общественно опасные последствия в составе преступлений, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 238 УК РФ, являются непосредственно результатом ненадлежащего оказания транспортных услуг, тогда как непосредственной причиной наступления вмененных обвиняемым последствий (смерть 37 человек и причинение вреда здоровью 170 человек), являются действия третьих лиц, которые уже получили уголовно-правовую оценку", - цитирует агентство этот документ.
Почему о нем ничего не сообщалось ранее, пока не ясно. Вероятно, журналисты ТАСС озаботились этим вопросом после того, как директор по внешним связям аэропорта Домодедово Денис Нуждин, выступая 2 июня в Госдуме на круглом столе, посвященном реализации положений Послания президента РФ о защите прав предпринимателей, заявил: "Генпрокуратура четыре раза направляла в СК требования, результата нет никакого". По его словам, эти требования формально рассматриваются и в них отказывают по формальным причинам.
Между тем 17 мая руководство "Домодедово" подписало договор о создании благотворительного фонда помощи пострадавшим в теракте 2011 года. В связи с этим потерпевшие заявили о готовности отозвать иски, как только денежные компенсации поступят на их счета. При этом адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы потерпевших, отметил, что его клиенты больше не поддерживают позицию следствия и не возражают против освобождения обвиняемых, чего добивается Генпрокуратура.
ГП vs СК
26 апреля Басманный суд Москвы постановил отпустить из СИЗО и перевести под домашний арест двух остававшихся под стражей фигурантов дела - бывшего директора аэропорта Вячеслава Некрасов и бывшего управляющего директора ЗАО "Домодедово Эрпорт Авиэйшен Секьюрити" Андрея Данилова.
Ранее под домашний арест были переведены экс-глава российского представительства компании Airport Management Company Ltd. Светлана Тришина и фактический владелец аэропорта Дмитрий Каменщик, который незадолго до этого попал в тридцатку самых богатых людей РФ по версии российского Forbes и вошел в топ-5 завидных холостяков страны.
В Генпрокуратуре с самого начала расследования заявляли, что причиной гибели 37 человек в 2011 году были действия террориста Магомеда Евлоева, а не руководства аэропорта и что "между действиями террориста и последствиями нет причинно-следственной связи". В связи с этим, считают в ведомстве, дело необходимо рассматривать по ч. 1 ст. 238 УК РФ ("Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности без тяжких последствий"), срок давности по которой уже истек.
Малиновский трижды - 9, 24 и 29 февраля - отправлял Бастрыкину письма, требуя отменить предъявленные фигурантам обвинения в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, и освободить их из-под ареста. Однако после первого обращения, не рассмотренного СК в установленный срок, 18 февраля был задержан Каменщик, а на следующий день Басманный суд посадил его под домашний арест.
Во втором обращении Малиновский потребовал отменить постановления о предъявлении обвинений фигурантам уголовного дела и освободить их из-под стражи, а в третьем - прекратить их уголовное преследование за отсутствием в их действиях состава преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ. Ответов из СК в Генпрокуратуре не получили, а Мосгорсуд оставил обвиняемых под стражей.
Противостояние двух ведомств дошло до того, что 24 марта Малиновский пригрозил Бастрыкину судом, если СК не прекратит уголовное преследование Каменщика и топ-менеджеров "Домодедово" по делу о теракте 2011 года.
8 апреля бизнес-омбудсмен РФ Борис Титов направил президенту Владимиру Путину письмо с просьбой посодействовать прекращению уголовного преследования топ-менеджеров аэропорта Домодедово и его владельца.