"Это будут общественные консультации председателя совета. Совет решил, что вопрос проведения консультаций относится исключительно к компетенции председателя совета", - заявил глава СПЧ Михаил Федотов
RTV International
Президентский Совет по правам человека (СПЧ) в понедельник вечером утвердил новый механизм подбора кандидатов через интернет-консультации в этот совещательный орган при главе государства, передает ИТАР-ТАСС. "Это будут общественные консультации председателя совета. Совет решил, что вопрос проведения консультаций относится исключительно к компетенции председателя совета", - заявил глава СПЧ Михаил Федотов.

По его словам, на заседании в понедельник члены совета приняли к сведению его доклад о новом механизме. "Все будет проходить исключительно в интернете", - сказал Федотов. "Теперь этот процесс начинается. Точную дату начала приема заявок я пока сказать не могу. Все зависит от того, когда будут готовы все технические детали для того, чтобы можно было использовать интернет-технологии", - сказал глава СПЧ. "Для меня и моих коллег это будет дополнительная нагрузка, но мы рассчитываем на волонтеров", - заявил он.

Ранее, в понедельник утром, Федотов заявил агентству, что механизм общественных интернет-консультаций вписывается в общие задачи, которые касаются расширения гражданского участия в управлении делами государства. "В его нынешнем виде этот механизм вполне демократичный. Если бы у нас все инициативы в сфере развития гражданского общества были такими, то можно было бы не волноваться за нашу демократию. Но, к сожалению, это далеко не так", - сообщил он.

- Федотов пояснил механизм интернет-консультаций
- Совет по правам человека поддержал письмо в защиту Pussy Riot

Федотов добавил, что новый механизм подбора начнет работать уже в июле.

Источник в Кремле также сообщил агентству, что новый СПЧ сможет начать работу через два с половиной месяца. "Мы заинтересованы, чтобы к середине сентября совет в полном составе уже мог собраться и начать работать. Это интерес и наш, и членов совета", - сказал источник. По его словам, до конца августа должны быть завершены консультации с общественностью. "На сбор заявок уйдет, как минимум, месяц. Обработка заявок займет недели две. И еще пара недель уйдет на голосование и консультации с общественностью. Больше уже нельзя, а меньше, наверно, неправильно. Это уже два месяца", - сообщил источник агентства.

Член СПЧ, правозащитница Мара Полякова потвердила, что на заседании члены Совета пришли к выводу о том, что процедура интернет-консультаций не противоречит положению о Совете. "У председателя Совета есть право проводить консультации, и он будет этим заниматься", - сказала Полякова. "Кто мешает человеку, который формирует список - председателю Совета - консультироваться с кем он считает нужным", - сообщила она.

Информацию о том, что СПЧ утвердил новый механизм подбора кандидатов подтвердил член Совета Кирилл Кабанов. "Вопрос по порядку консультаций по новым членам Совета завершен. Напряжение спало. Думаю, СПЧ быть", - сообщил он в Twitter.

Напомним, механизм, предполагающий интернет-консультации с общественностью для подбора кандидатов в Совет, был согласован на прошлой неделе на встрече членов СПЧ с представителями администрации президента РФ. При этом ветераны правозащитного движения - Людмила Алексеева, Борис Пустынцев, Валентин Гефтер, а также вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс - заявили о выходе из СПЧ, не согласившись с новым механизмом подбора кандидатов. Перед этим о выходе из президентского совета заявили 13 членов. Ранее в мае заявление о выходе из Совета подали 11 членов: Федор Лукьянов, Ида Куклина, Александр Аузан, Светлана Ганнушкина, Юрий Джибладзе, Татьяна Малева, Дмитрий Орешкин, Эмиль Паин, Елена Панфилова, Леонид Радзиховский и Алексей Симонов. В знак несогласия с тем, как прошли выборы в Госдуму, в декабре президентский Совет покинули Ирина Ясина и Светлана Сорокина.

Тем временем, на места в президентском Совете уже претендуют националисты, группа лояльных властям членов Общественной палаты, профсоюзы и защитники прав автомобилистов. Между тем, глава МХГ подала заявление о выходе из СПЧ, но на прошлой неделе участвовала в переговорах с администрацией президента РФ по поводу нового механизма подбора кандидатов в Совет. "Я посмотрю, каким будет окончательный список кандидатов, который будет представлен президенту. Если я увижу, что это люди, с которыми можно работать, то я вернусь в Совет", - заявила Алексеева.

В свою очередь Юргенс заявил агентству, что не вернется в Совет. "У меня есть все те же замечания к интернет-голосованию, вообще, к давлению на Совет. Я не думаю, что мне надо продолжать этим заниматься. Я - человек из бизнеса, я вернусь в него и буду себя замечательно чувствовать, работая на благо Родины", - сообщил Юргенс.

В Кремле намекнули - националистов в составе Совета не будет. Однако туда могут войти фигуры вроде журналиста Максима Шевченко, пишет "Независимая газета". Ранее о желании выставить свою кандидатуру заявили глава фонда "Город без наркотиков" Евгений Ройзман, председатель Объединения профсоюзов России Сергей Вострецов и лидер "Славянского союза" Дмитрий Демушкин.

"Уж лучше Шевченко, чем Ройзман", - комментирует Гефтер. - С последним я за один стол не сяду". Член Совета отмечает, что дело не в том, что структура будет разносторонней, а в том, чтобы она была работоспособной. Валентин Гефтер привел в пример последний закон об НКО, "совершенно невозможный с правовой точки зрения": "Это целиком идеологический закон. Для людей, писавших его, мир не изменился за 70 лет, прошедших с его принятия в США". Гефтер отмечает, что заключение, которое Совет напишет, если успеет, станет знаковым: "Вот и посмотрим, прореагируют ли на него или опять устроят правозащитникам порку и поставят в угол".

Федотов пояснил механизм интернет-консультаций

Председатель президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов разъяснил, как будут проходить общественные интернет-консультации по кандидатурам в члены СПЧ, передает РИА "Новости".

"Новый механизм предполагает, что можно будет подать заявку через интернет для того, чтобы принять участие в интернет-консультациях. Такую заявку сможет подать любая некоммерческая, негосударственная организация, кроме политических партий и религиозных организаций, для контактов с этими организациями у президента есть другие форматы. Только при условии, что эти организации имеют не менее чем пятилетний стаж работы в области защиты прав человека и гражданского общества" - сказал Федотов.

Он отметил, что для участия в отборе кандидатов общественные организации должны будут заполнить анкету, к которой требует приложить графические файлы со сканом рекомендательного письма, подписанного руководителем организации, фотографией кандидата в члены СПЧ и его согласием на участие в этой процедуре.

"Дальше все эти заявления проверяются на соответствие требованиям этого положения и дальше, когда проверка завершается положительно, то есть, действительно мы удостоверились в том, что эта организация имеет опыт работы в соответствующей сфере, и кандидат имеет опыт работы по соответствующей номинации (например, номинация общественное телевидение), то кандидат попадает в список для проведения общественных интернет-консультаций", - сказал глава Совета.

После этого, отметил Федотов, фотографии кандидата и его файл появляются на сайте СПЧ, и любой пользователь интернета может принять участие в общественных консультациях.

"Дальше все эти результаты будут суммироваться и будут доложены президенту вместе с мнением Совета по каждой номинации", - подчеркнул собеседник агентства.

"Совет принял этот механизм к сведению. Потому что там есть некоторые юридические тонкости, связанные с тем, что не Совет предлагает кандидатуры президенты для вхождения в состав Совета, а предлагает председатель Совета. Так было и раньше, так будет и в этот раз. Поэтому это консультации не Совета, а это консультации председателя Совета", - добавил Федотов.

Он не исключил, что общественные консультации могут начаться уже в ближайшие дни.

"Мы должны решить некоторые чисто технические вопросы: сделать макет соответствующих интернет-страниц. Как только это будет сделано, можно будет начать эту всю процедуру. Во всяком случае все концептуальные вопросы решены. Нужно решить вопросы технические", - сообщил председатель СПЧ.

По словам Федотова, в заседании Совета в понедельник принимали участие правозащитники, которые ранее заявили о выходе из СПЧ - Людмила Алексеева, Валентин Гефтер, Алексей Симонов, Светлана Ганнушкина.

Совет по правам человека поддержал письмо в защиту Pussy Riot

Также 2 июля члены совета поддержали обращение общественных деятелей в защиту участниц группы Pussy Riot, сообщил Кирилл Кабанов. Документ, подписанный рядом известнейших актеров, режиссеров и музыкантов, был опубликован 27 июня. Его авторы заявили, что не видят "законных оснований и практического смысла дальнейшей изоляции от общества этих молодых женщин, не представляющих никакой реальной опасности".

Между тем, стало известно, что к людям выразившим готовность выступить личным поручителем девушек из Pussy Riot присоединился предприниматель, совладелец "новой газеты" Александр Лебедев. Ранее личное поручение за девушек оформили актриса Чулпан Хаматова и главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов.

Напомним, 20 июня Таганский районный суд продлил арест участницам панк-группы до 24 июля. Следствие считает девушек виновными по ч.2 ст.213 УК РФ (хулиганство). Теперь им грозит до семи лет тюрьмы. Сами арестованные свою вину отрицают.

Скандальная акция состоялась 21 февраля 2012 года: участницы Pussy Riot устроили так называемый панк-молебен в стенах храма Христа Спасителя. Пять активисток коллектива исполнили в храме песню под названием "Богородица, Путина прогони!", в которой содержались нецензурные выражения и критика в адрес премьер-министра и избранного президента РФ, а также патриарха Кирилла.

Позднее стало известно, что по факту этой акции было возбуждено уголовное дело. В рамках расследования были задержаны активистки Pussy Riot - Толоконникова, Алехина и Самуцевич. Суд принял решение заключить их под стражу, невзирая на тот факт, что у двух девушек есть дети.