Corriere Della Sera: Буш и Путин в одной постели видят разные сны
Архив NEWSru.com
"Путин и Буш подтверждают правоту Чжоу Энь Лая: можно спать в одной постели, но видеть разные сны". Опытный дипломат, занимающийся подготовкой саммита США-Россия, который пройдет меньше чем через два месяца в Братиславе, напомнил давнюю шутку китайского премьера для описания состояния отношений между Москвой и Вашингтоном, пишет сегодня итальянская Corriere Della Sera (перевод на сайте Inopressa).

И никто из тех, кто анализирует ситуацию в российской столице, как кажется, не готов заявить, что этот дипломат ошибается. Громкое политическое поражение, которое Кремль потерпел на Украине, подогревает уже существовавшие настроения, об этом поражении говорится как о подтверждении существования американской стратегии, направленной на отделение России от ее экономического тыла, обеспечивающего, помимо всего прочего, и определенную безопасность. Это поражение в условиях всеобщей нервозности становится поводом для острой неудовлетворенности, пишет издание.

Владимир Путин и его практически абсолютный контроль над СМИ, поясняет политолог Георгий Сатаров, убедили страну, что Украина была неким подобием последнего рубежа. Теперь, когда Ющенко победил, тон изменился: заговорили о сотрудничестве, но имперские рефлексы русских уже вновь проснулись. И этот демон не исчезнет очень быстро, в особенности если Киев примет решение вступить в НАТО.

Таким образом, следует ожидать, что встреча в Братиславе будет бурной Возвращение Буша и Путина к временам холодной войны? Не боясь противоречить самим себе, московские собеседники исключают подобную перспективу. Потому что "постель" общая, и она продолжает существовать.

Кремль стремится к экономической интеграции с западным миром. Москва и Вашингтон сотрудничают в борьбе с международным терроризмом, хотя по Чечне и Ираку каждая из сторон прикусывает язык. Россия - крупнейший экспортер газа и второй по значимости экспортер нефти в мире, с ней было бы глупо ссориться. Кроме того, Россия - единственное государство в мире, способное нанести мощный ядерный удар по Соединенным Штатам, и это значит, что ее внутренний распад лишь умножит опасности распространения ядерного оружия.

Это более чем достаточные причины, чтобы в Братиславе преобладали телегеничные улыбки. Но российско-американские отношения, продолжает дипломат, любитель блестящих цитат, уже превратились в "потемкинскую деревню": один из тех грандиозных фасадов, которые в свое время сооружал князь Потемкин, чтобы скрасить путешествия Екатерины Великой, но за которыми ничего не было. В нашем случае правильнее сказать, что за ними скрываются разные "сны".

"Оранжевая революция" в Киеве, по мнению русских, была спровоцирована из-за рубежа (группой Бжезинского в Америке, поляками и литовцами). Многие опасаются того, как утверждает эксперт Виталий Третьяков, что аналогичные события через некоторое время могут произойти и в Белоруссии. В прошлом году нечто подобное случилось в Грузии.

Наступление, приписываемое Соединенным Штатам по направлению Черное море - Кавказ - Каспий, одновременно является геостратегическим и экономическим. И потом, если выборы на Украине прошли с нарушениями, как мы должны относиться к таковым в Афганистане или в Косово, как быть с предстоящими выборами в Ираке? Применение двойных стандартов означает, что сверхдержава США, проводя такую линию в отношении России, хочет ослабить ее и, возможно, изолировать. Американские военные присутствуют в Таджикистане, Узбекистане и в Киргизии под предлогом проведения операций в Афганистане, и министр иностранных дел России Лавров полагает, что в Братиславе следует потребовать разъяснений "по вопросу о размещении американских войск вблизи российских границ".

Неудивительно в свете подобных опасений, что Путин мечет громы и молнии в адрес США ("Даже если диктатуру упаковать в псевдодемократическую фразеологию, она не сможет решить системных проблем") и что представитель Кремля, ответственный за отношения с Европой, Сергей Ястржембский, обвиняет в "примитивной русофобии" бывших членов советской империи, уже вступивших в ЕС.

И наряду с этими стратегическими выпадами начинает вырисовываться политика оскорблений на почве несерьезных коммерческих споров: теперь американским астронавтам придется оплачивать билет за полет на МКС на российских кораблях, американские адвокаты безуспешно пытались защитить от ликвидации энергетический колосс ЮКОС, слышатся злобные обвинения в адрес западных сил в Афганистане по поводу того, что "они и пальцем не пошевелили", чтобы сдержать экспорт наркотиков.

В действительности, подчеркивает Сатаров, Россия пререкается с Америкой, чтобы скрыть свою слабость и абсолютное отсутствие стратегических альтернатив. Но что говорят в ответ США? На Украине победила демократия, а вмешивается в дела других государств, в данном случае бывших советских, как раз Кремль, все еще имеющий там военные базы; Россия проводит по меньшей мере двойственную ядерную политику в отношении Ирана; программа модернизации российских ядерных сил является плохим сигналом;. Россия не сотрудничает в деле восстановления Ирака; развал ЮКОСа - настоящий скандал; Путин поработил СМИ и, по-видимому, стремится к авторитарному правлению, сконцентрировав всю власть в своих руках.

Столь многочисленные болевые моменты накануне встречи в верхах между Бушем и Путиным могут заставить думать о бесповоротном разрыве за "потемкинским фасадом" конструктивных отношений. Но реальная ситуация, утверждают московские наблюдатели, к счастью, не столь катастрофическая.

И после виртуальной ампутации Украины преобладает общая заинтересованность как русских, так и европейцев и американцев в устранении разногласий и сглаживании кризисных моментов. По крайней мере, до тех пор пока не будут поставлены на карту интересы России в области безопасности и пригодность к эксплуатации ее нефтяных путей. До этого времени события на Украине станут лишь проявлением нелегкой утраты взаимных иллюзий: казалось, что Россия Путина может безболезненно интегрироваться в западный мир, приняв его ценности и урегулировав опасные геополитические разногласия с победителями в холодной войне.