В представлении надзорное ведомство просит изменить приговор в отношении Котова - снизить ему наказание с четырех лет лишения свободы до одного года заключения. Пресс-секретарь суда Ольга Бондарева сообщила "Интерфаксу", что кассационное представление заместителя генпрокурора Леонида Коржинека уже поступило в суд, оно в ближайшее время передано во Второй кассационный суд общей юрисдикции вместе с другими материалами дела.
Как следует из представления Генпрокуратуры, опубликованном адвокатом Котова Марией Эйсмонт, в приговоре суд первой инстанции признал ряд смягчающих доказательств, а отягчающих доказательств судом установлено не было.
"Несмотря на это, суд первой инстанции, не аргументировав свое решение, счел, что исправление лица, впервые привлекаемого к уголовной ответственности за совершение преступления средней тяжести, возможно лишь путем длительной изоляции от общества, и назначил Котову наказание в виде четырех лет лишения свободы, то есть приближенное к максимально возможному, предусмотренному санкцией статьи 212.1 УК РФ. Суд апелляционной инстанции также не дал должной оценки отсутствию в приговоре надлежащей мотивации размера срока лишения свободы, определенного осужденному. При таких обстоятельствах назначенное Котову наказание нельзя признать законным и справедливым ввиду его чрезмерной суровости", - отмечает Коржинек.
Заместитель генпрокурора напоминает в представлении, что к аналогичным выводам пришел и Конституционный суд РФ, который указал на явную несоразмерность назначенного Котову наказания характеру и общественной опасности содеянного.
34-летний программист и член участковой избирательной комиссии Константин Котов - единственный фигурант "московского дела", осужденный по уголовной статье 212.1 (о неоднократном нарушении порядка проведения митингов). Суд признал, что Котов "скандировал лозунги, призывал к активным противоправным действиям, не реагировал на неоднократные требования сотрудников полиции".
Телеканал "Дождь" публиковал видео, на котором видно, как 10 августа Котов выходит из метро "Китай-город", ничего не скандируя. Через 30 секунд полицейские схватили его и потащили в автозак.
Судебный процесс, как и расследование дела, прошел молниеносно: суд за два дня допросил свидетелей и исследовал материалы. Больше полусотни человек написали поручительство, в котором попросили суд не отправлять Котова под стражу. Среди них политик Григорий Явлинский, писательница Людмила Улицкая, писатель и журналист Виктор Шендерович.
В обвинении, выдвинутом в отношении Котова, содержится пять эпизодов: участие в сходе в поддержку арестованного аспиранта МГУ Азата Мифтахова (2 марта), участие в сходе "В защиту нового поколения" у здания ФСБ (13 мая), участие в акции в поддержку Ивана Голунова и против фальсификации уголовных дел (12 июня), призыв выйти на Трубную площадь 19 июля из-за недопуска оппозиционных кандидатов на выборы в Мосгордуму (15 июля), участие в прогулке после согласованного властями митинга за честные выборы (10 августа).
При этом, согласно постановлению Конституционного суда, для возбуждения уголовного дела по статье 212.1 недостаточно самих по себе неоднократных административных правонарушений, необходима "реальная угроза".
Тверской районный суд Москвы 5 сентября 2019 года приговорил Котова к четырем годам колонии. Котова отправили в исправительное учреждение во Владимирской области. 22 января адвокат Мария Эйсмонт сообщила, что активист и еще один заключенный по имени Владимир получили выговор: Владимир дал мерзнущему на уличных построениях Котову свои запасные перчатки, что считается нарушением внутреннего распорядка.
При этом на складе колонии больше месяца лежали перчатки, присланные Котову его отцом. Активист неоднократно напоминал администрации колонии про бандероль, но там заявили, что все его заявления "потерялись". Помимо того, что заключенный Владимир "повел себя по-человечески", проявив "сострадание и солидарность", он также "нарушил негласный запрет на общение с Котовым", написала Эйсмонт в соцсети.
Хотя выговор - нестрогое наказание, Владимиру это может усложнить получение условно-досрочного освобождения. Имея взыскание, он рискует не получить положительную характеристику от колонии. Это обстоятельство морально угнетает Котова.
Статья 212.1 Уголовного кодекса получила известность как "дадинская" - по имени оппозиционного активиста Ильдара Дадина, ставшего первым осужденным по ней. Котов стал вторым.
В декабре 2015 года Дадин был признан виновным и приговорен к 2,5 года колонии. 22 февраля 2017 года президиум Верховного суда РФ постановил приговор Дадину отменить, освободить его и признать право на реабилитацию. 26 февраля того же года оппозиционер был освобожден.