Глава государственного ВТБ Андрей Костин, озвучивший эту идею накануне на съезде Ассоциации российских банков в Москве, считает, что начинать переход к внешним расчетам в рублях надо немедленно, сейчас это первоочередная задача для банковской системы, Центробанка и правительства.
По его мнению, тогда получится "снизить зависимость от капризов властей США и ЕС", грозящих России санкциями. "Уже месяц мы слышим со стороны высокопоставленных западных руководителей призывы изолировать Россию, практически уничтожив российский банковский сектор, используя современное "ядерное оружие" в области финансов - долларовые расчеты", - пояснил Костин.
И будто в подтверждение слов Костина накануне вечером МИД РФ сообщил, что американский банк JPMorgan Chase заблокировал долларовый перевод посольства России в Астане в адрес страховой компании "Согаз". Сделано это было "под предлогом антироссийских санкций".
Однако, как сообщает "Независимая газета", эксперты считают, что идея Костина перейти в расчетах на рубли, утопична.
Чтобы Европа покупала российский экспорт за рубли, она для начала должна эти рубли каким-то образом получить. Рубль должен стать более конвертируемой валютой, чем сейчас. А для этого российским властям придется поработать над его репутацией как устойчивого платежного средства.
Рублевые расчеты будут выгодны прежде всего российским банкам, ведь именно к ним обратятся европейские партнеры – если, конечно, они не передумают покупать российскую продукцию, что, по мнению экспертов, не исключено.
Теоретически последствия от перехода на рублевые экспортные и иные расчеты могут быть для российского финансового сектора положительными. Однако не исключены и негативные последствия для всей экономики. Так как рубль не является международной валютой расчетов и слишком подвижен, как и любая другая сырьевая денежная единица, то экспортеры не смогут четко прогнозировать финансовые потоки.
Кроме того, российские компании лишатся валютной выручки и не смогут привлекать кредиты от западных банков и размещать облигации на западных рынках. А большая часть экспортных поставок идет через дочерние трейдинговые структуры российских компаний, зарегистрированных в Европе. И непонятно, что будет с ними в этом случае.
В свою очередь, западные партнеры российских компаний будут вынуждены либо формировать рублевые резервы, что маловероятно, либо покупать рубли за евро или доллары США на спотовом рынке у коммерческих банков или ЦБ РФ. Но так как коммерческие банки лишатся большой части валютных счетов госкомпаний, единственным весомым участником валютного рынка станет ЦБ РФ. И тогда произойдет полная национализация экспорта.
В итоге, как считают эксперты, качество финансового рынка в России приблизится к уровню Венесуэлы.