Напомним, защита настаивала на том, что подсудимых нужно перевести в колонии общего режима, где условия мягче, чем в СИЗО, предоставляется возможность переписки и разрешены длительные прогулки и свидания, передает ИТАР-ТАСС.
Адвокат Елена Липцер заявила также, что и у Ходорковского, и у Лебедева есть маленькие дети, с которыми они сейчас не видятся, так как их нельзя даже привести в зал суда. "Час общения через стекло в СИЗО не может заменить длительного свидания", - отметила она.
Между тем прокуратура опасается, что, получив возможность писать письма и допуск к свиданиям, подсудимые смогут связаться с соучастниками, которые "проживают за рубежом фактически на деньги, похищенные Ходорковским и Лебедевым". Прокурор Валерий Лахтин подчеркнул, что у обвинения и судьи нет предвзятого отношения к Ходорковскому и Лебедеву. "Однако доказательства убеждают нас, что они должны оставаться под стражей", - добавил прокурор.
Сам Ходорковский в очередной раз напомнил, что, согласно изменениям в законодательстве, нельзя избирать заключение под стражу по преступлениям, совершенным в сфере предпринимательской деятельности. "Меня не очень волнует, с практической точки зрения, в качестве кого я буду сидеть в СИЗО следующие три месяца: как заключенный по приговору суда или как арестованный, доставленных для участия в рассмотрении дела. Меня интересует до какой степени игнорирования закона может дойти суд", - заявил Ходорковский.
Он подчеркнул, что все еще рассчитывает на защиту своих прав в Москве, и не хочет пока прибегать к помощи Европейского суда по правам человека. Между тем, Липцер добавила, что Страсбугский суд уже признал приемлемой жалобу Лебедева, поданную после приговора Мещанского суда.
Стоит отметить, что после предыдущего продления ареста Михаил Ходорковский объявлял голодовку, усмотрев в постановлении суда нарушение законодательных инициатив президента России Дмитрия Медведева. По мнению экс-главы ЮКОСа, решение судьи не учитывало поправки в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РФ, запрещающие заключать под стражу до приговора суда обвиняемых в совершении экономических преступлений.
Впоследствии Мосгорсуд признал продление меры пресечения в виде содержания под стражей Ходорковскому законным, пояснив, что деятельность экс-главы ЮКОСа не была предпринимательской в том смысле, который вложил в это понятие законодатель.
Дело Ходорковского-Лебедева
Напомним, Михаил Ходорковский был арестован в конце 2003 года, Платон Лебедев - в июле 2003 года. 31 мая 2005 года они были приговорены Мещанским судом Москвы к девяти годам лишения свободы по обвинению в мошенничестве и неуплате налогов и этапированы в колонии. Позже Мосгорсуд снизил им наказание до восьми лет каждому.
О втором уголовном деле в отношении Ходорковского и Лебедева стало известно в 2005 году, когда завершался первый судебный процесс в Мещанском суде. В 2009 году оба были возвращены в Москву в связи с предстоящим судом по второму делу и с тех пор содержатся в следственном изоляторе.
По новым обвинениям Генпрокуратура РФ инкриминирует бывшим руководителям ЮКОСа "хищение чужого имущества организованной группой в крупном и особо крупном размерах и его легализацию". В ходе предварительного следствия, указывает Генпрокуратура, было установлено, что обвиняемые в составе организованной группы с основными акционерами ОАО "НК "ЮКОС" и другими лицами совершили хищение путем присвоения акций дочерних обществ ОАО "Восточная нефтяная компания" (ВНК) в 1998 г. на 3,6 млрд рублей.
Также, согласно обвинению, они совершили легализацию похищенных акций дочерних обществ ОАО "ВНК" в 1998-2000 гг. на эту же сумму. Кроме того, обвиняемые, по данным прокуратуры, совершили "хищение путем присвоения нефти дочерних акционерных обществ ОАО "НК "ЮКОС" в 1998-2003 годах, ОАО "Самаранефтегаз", ОАО "Юганскнефтегаз" и ОАО "Томскнефть ВНК" на сумму более 892,4 млрд рублей и легализацию части этих средств в 1998-2004 гг. в размере 487,4 млрд рублей и 7,5 млрд долларов США".
Потерпевшими и гражданскими истцами по уголовному делу признаны физические и юридические лица, которым действиями обвиняемых причинен крупный и особо крупный ущерб, отмечают в Генпрокуратуре.
Дело ЮКОСа - одно из самых громких в России за последние годы. Российские власти обвинили руководство крупнейшей на тот момент нефтяной компании страны в целом ряде экономических преступлений. Впоследствии ЮКОС обанкротился, а его активы отошли государственной "Роснефти". Многие на Западе до сих пор считают "дело ЮКОСа" политически мотивированным, однако российские власти это опровергают.
В свою очередь Ходорковский называет свое второе уголовное дело политически и коррупционно мотивированным и заявляет, что процесс инициирован людьми, которые не хотят его выхода на свободу. Уголовное преследование бывший глава нефтяного гиганта объясняет тем, что он поддерживал независимую оппозицию в России.