С предложением изменить название должности руководителя республики Кадыров обратился в парламент 12 августа. Свое предложение он мотивировал тем, что в России только один государственный деятель имеет право называться президентом. При этом Кадыров подчеркнул, что готов принять любой термин, обозначающий должность главы субъекта, кроме названия "президент".
Парламент Чечни поддержал его в этом.
В составе Российской Федерации из 83 субъектов 21 республика. Помимо Чечни где президент больше республику не возглавляет, такая дожность осталась в Бурятии, Башкирии, Марий Эл, Татарстане, Удмуртии, Чувашии, Республике Саха (Якутия), Адыгее, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Республике Северная Осетия-Алания. Ранее президент был и в Калмыкии, однако в 2004 году калмыцкий лидер Кирсан Илюмжинов также переименовал должность в главу республики. Должность главы республики существует в Республике Алтай, Мордовии и Коми. Туву и Хакасию возглавляют председатели правительства.
Северокавказские президенты уже поддержали начинание Кадырова. Однако Татарстан переименовывать должность не спешит. Первый замминистра юстиции Татарстана Сергей Столяров объяснил журналистам, что до сих пор неясно, что повлечет за собой переименование и последует ли перераспределение полномочий. По словам Столярова, в Москве этого никто не объясняет.
Теперь же, как передает "Интерфакс", глава чеченской республики Кадыров выразил уверенность в том, что его инициатива о переименовании должностей руководителей республик в России найдет широкую поддержку.
"Я разговаривал с президентами всех республик Северного Кавказа. Они однозначно высказываются за то, чтобы в России словом президент называлась только должность главы государства. И я уверен, что в ближайшее время они в своих субъектах этот вопрос поставят перед законодателями", - сказал Кадыров после процедуры переименования.
Отвечая на вопрос об особом мнении Татарстана на этот счет, Кадыров подчеркнул: "Татарстан является высокоразвитым субъектом РФ, где действительно общественные организации высказываются за то, чтобы сохранить название президент. Однако руководство республики, на мой взгляд, при принятии окончательного решения будет исходить из общегосударственных интересов, которые никоим образом не противоречат интересам и Татарстана, и любой другой республики".