На фоне громкого скандала с объявившей голодовку из-за произвола в колонии участницей Pussy Riot Надеждой Толоконниковой правозащитники обсуждают идею создания на федеральном уровне новой комиссии, которая будет решать проблемы заключенных по всей стране
Reuters
На фоне громкого скандала с объявившей голодовку из-за произвола в колонии участницей Pussy Riot Надеждой Толоконниковой правозащитники обсуждают идею создания на федеральном уровне новой комиссии, которая будет решать проблемы заключенных по всей стране.

В частности, эту инициативу поддерживает председатель общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы Валерий Борщев. В интервью РБК daily Борщев отметил, что необходимость создания такой комиссии связана с тем, что члены президентского Совета по правам человека (СПЧ), даже если получат право посещать тюрьмы, не всегда могут разобраться в претензиях осужденных. По этой причине в федеральной комиссии должны быть люди, которые знают о реальном положении вещей в тюрьмах, - как экс-сотрудники исправительных учреждений, так и, возможно, бывшие заключенные.

Инициативу по поводу комиссии поддержали глава "Комитета против пыток" и член СПЧ Игорь Каляпин, лидер "Движения за права человека" Лев Пономарев и председатель комитета Госдумы по делам общественных организаций, депутат от ЛДПР Ярослав Нилов. Однако у идеи есть и противники в Федеральной службе исполнения наказаний и Общественной палате. Эксперты указывают, что, во-первых, в этом случае функции региональных и федеральных наблюдателей будут пересекаться, а, во-вторых, выстроится иерархия в системе ОНК, противоречащая самой ее идее.

Эксперты не исключают, что в октябре будут предложены поправки в закон об ОНК и среди них может быть и компромиссный вариант новой комиссии.

Отметим, что дискуссии по вопросу создания органа, который мог бы оперативно реагировать на проблемы заключенных, активизировались после того, как осужденная на два года колонии участница панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова на прошлой неделе объявила голодовку. В открытом письме она сообщила о нарушении прав заключенных в мордовской колонии N14, где она отбывает срок. По словам Толоконниковой, осужденных администрация заставляет работать по 16-17 часов, при этом выплачивая копейки за тяжелый труд и давая спать всего по четыре часа.

В деле Толоконниковой разбирались члены президентского Совета по правам человека. В докладе члена СПЧ Елены Масюк по итогам расследования говорится, что голодовка была "организована извне". Инициатором акции был назван муж Толоконниковой Петр Верзилов. Кроме того, по мнению Масюк, в этом замешаны ее адвокат Ирина Хрунова и председатель межрегиональной ассоциации правозащитной организации "Агора" Павел Чиков.

Вместе с тем правозащитники отмечают, что сообщения Толоконниковой о нарушениях прав осужденных в мордовской колонии подтвердились. Установлено, что в ИК-14 работает "добровольно-принудительная система" по организации 12-16-часового рабочего дня и работы по воскресеньям, а также отмечен низкий уровень оплаты труда.

Накануне стало известно, что Толоконникова приостановила голодовку после обещания руководства ФСИН перевести ее в другое исправительное учреждение.