Правила разработаны для реализации федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", вступившего в силу еще в 2004 году. Но промедление - не самое страшное. Не хватает финансирования, жалуются силовики. На программу в бюджете предусмотрено 948,7 млн рублей в 2006-2008 годах. Однако, как заявил замначальника 6-го отдела оперативно-розыскного бюро МВД России Сергей Потанин, эти деньги в силовые ведомства до сих пор не поступили.
По статистике МВД, только в этом году программой защиты свидетелей в России воспользовались 505 человек. В большинстве случаев силовики предоставляли им личную охрану, реже - переселяли на временное место жительства. Такие меры, как предусмотренная законом о госзащите пластическая операция или переселение на новое постоянное место жительства, на практике пока не применялись. Из обратившихся за защитой в этом году было отказано всего 13 участникам уголовного судопроизводства.
Отечественный вариант программы защиты свидетелей (аналогичные нормы давно применяются в большинстве стран Запада) предусматривает ряд весьма экзотических мер, начиная с выдачи новых документов и средств защиты (бронежилета, электрошокового устройства и баллончика с газом) и заканчивая пластической операцией. Последняя мера, согласно утвержденным правительством правилам, осуществляется на основании договора, который силовое ведомство заключает с медицинским учреждением. Причем применяются пластические операции лишь в "исключительных случаях". Зато новые документы (временные и постоянные), удостоверяющие личность, участники программы должны получать без проблем. Однако в правилах ничего не говорится о предоставлении защищаемым лицам нового постоянного места жительства, хотя эта мера и предусмотрена ранее принятым законом. Скорее всего, это связано с отсутствием средств, делает вывод "Коммерсант".
"Госбюджет у нас гораздо меньше, чем, к примеру, у США, где программа давно применяется, соответственно, меньше и возможности. Хотя то, что защитой свидетелей и потерпевших начали заниматься на государственном уровне, - это уже хорошо, - заявил председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников.- Программу защиты, несомненно, надо насыщать деньгами".
В свою очередь, судья Мосгорсуда в отставке Сергей Пашин считает, что программа защиты свидетелей оставляет немало возможностей для злоупотреблений со стороны силовиков. Кроме того, ее надо дополнить аналогичными мерами в отношении присяжных, федеральных судей и оперативных сотрудников.