Под насилием авторы доклада подразумевали прямые нападения, а также угрозы безопасности, порчи имущества, насильственные задержания с целью ограничить распространение информации в рунете. В 48 случаях пострадавшими стали сотрудники СМИ, а нападающими оказывались чаще всего силовики и представители охранных предприятий.
В ряде регионов, согласно докладу, насилие носит систематический характер, особенно в этом отношении выделяются Москва, Санкт-Петербург, Московская, Иркутская и Свердловская области. Среди упомянутых экспертами примеров такого насилия - случай журналиста "Медиазоны" Давида Френкеля, которому полицейский сломал руку на голосовании по поправкам в Конституцию 30 июня.
После этого Френкелю назначили административный штраф по двум статьям: о неповиновении полицейскому и о вмешательстве в осуществление работы избиркома. Кроме того, ему вынесли предупреждение о нарушении режима самоизоляции. Самого же правоохранителя к ответственности не привлекли.
А совершенные в прошлом году нападения на медиаактивиста Сергея Плотникова и ведущего штаба Навального Дмитрия Низовцева в Хабаровском крае, по мнению аналитиков, стали попытками ограничить распространение информации о массовых протестах в сети.
В целом в 2020 году эксперты "Агоры" зафиксировали 275 532 случая вмешательства в свободу интернета в России. 99% из них связаны с ограничением доступа к сайтам и интернет-сервисам и запретом информации по различным основаниям.
Особый акцент в докладе делается на то, что с годами в России сокращается число "зеленых" регионов, т. е. субъектов, где зафиксировано менее трех случаев вмешательства в свободу интернета и ни одного случая насилия или реального лишения свободы. Сейчас в России в зеленой зоне остались только два региона - Чукотский автономный округ и Республика Тыва.
В 2020 году стало больше действий в отношении медиаактивистов в рамках уголовного преследования - 289 случаев в 2020 г. (из них 31 - реальное лишение свободы) против 200 в 2019 г. К этому числу относятся факты как возбужденных дел, так и различных оперативно-следственных действий. При этом снизилось количество случаев административного давления со стороны госорганов, запретов распространения информации и блокировки сайтов.
Одним из поводов к ужесточению цензуры в интернете в прошедшем году стала пандемия коронавируса, которая стимулировала практики по делам о фейковых новостях. Согласно докладу, 23% инцидентов, связанных с уголовным преследованием в отношении медиаактивистов, в 2020 году были связаны именно с фейками, фигурантами дел об их распространении стали не менее 40 журналистов.
Как заявил "Ведомостям" руководитель проекта "Сетевые свободы" Дамир Гайнутдинов, по итогам 2021 года может вырасти число административных дел, связанных с распространением информации в интернете, поскольку законодательство обновляется именно в этом направлении. Кроме того, российские власти начали заявлять претензии к глобальным платформам наподобие Twitter: накануне в Роскомнадзоре сервис обвинили в злостном нарушении российского законодательства, отметив, что за последние годы администрация сервиса не выполнила более 10% требований об удалении информации, признанной запрещенной в России.
Юрист общественной организации "Роскомсвобода" Саркис Дарбинян отметил, что во время пандемии участились случаи нарушения прав граждан в цифровом пространстве - речь идет о нарушениях тайны частной жизни и переписки из-за активного применения системы распознавания лиц, отслеживания геолокации и сбора данных с помощью мобильных приложений.