Правозащитный центр "Мемориал" при участии "ОВД-Инфо" и комитета "Гражданское содействие" направили в Минюст подробные замечания к проекту нового Кодекса РФ об административных правонарушениях
Moscow-Live.ru / Вячеслав Акишин
Правозащитный центр "Мемориал" при участии "ОВД-Инфо" и комитета "Гражданское содействие" направили в Минюст подробные замечания к проекту нового Кодекса РФ об административных правонарушениях. Правозащитники предложили прекратить преследование секс-работниц, уточнить понятие пропаганды наркотиков, внимательнее подойти к вопросу выдворения мигрантов и перестать наказывать за возбуждение ненависти в адрес "социальных групп", пишет "Коммерсант".

Проект нового КоАП был опубликован 30 января 2020 года и получился объемным: сам кодекс состоит из 591 страницы, а проект процессуального КоАП, где записан порядок рассмотрения дел и исполнения наказаний, занимает еще 211 страниц. Однако на общественное обсуждение чиновники дали меньше месяца: комментарии к документу можно было направить лишь с 30 января по 27 февраля.

Юрист правозащитного центра "Мемориал" Татьяна Глушкова назвала это профанацией, отметив, что Минюст не давал информации о дате публикации проектов и сроках их обсуждения. Тем не менее "Мемориал" и другие правозащитники успели подготовить заключение на проекты кодексов и отправить его в Минюст.

Одной из первых поправок в КоАП, которую предложили юристы центра, стало исключение формулировки "социальная группа" в статье о возбуждении ненависти либо вражды. Сегодня закон запрещает "унижение достоинства" не только из-за пола, расы, национальности, но и "по признаку принадлежности к какой-либо социальной группе". Однако понятие социальной группы не определено: из-за этого россиян наказывали за оскорбление сотрудников правоохранительных органов, чиновников и даже фанатов футбольной команды. Так, в 2019 году к ответственности привлекли фаната ЦСКА Евгения Огурцова из Новочебоксарска, который опубликовал во "ВКонтакте" стихи с нелестными выражениями в адрес болельщиков "Спартака".

Как пояснил директор информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский, из-за отсутствия определения социальной группы к числу "уязвимых групп" можно отнести в том числе представителей власти и правоохранительных органов, что открывает широкие возможности для злоупотреблений. Поэтому вместо понятия социальной группы предлагается ввести запрет на возбуждение ненависти и вражды по признакам возраста, состояния здоровья, сексуальной ориентации или гендерной идентичности.

Правозащитники также предложили отменить административное наказание за оказание секс-услуг. Как рассказала директор защищающего права секс-работниц движения "Серебряная роза" Ирина Маслова, отношение к проституции как к правонарушению рушит все возможности дальнейшей жизни для женщин. Их вносят в особый список МВД, что сводит к минимуму шанс найти легальную работу, по этой же причине секс-работницам часто не одобряли кредиты. А их детей часто не берут в высшие учебные заведения или на службу. Само же существование этой статьи в КоАП провоцирует взятки, а до суда реально доходит всего одно дело из 20.

Комитет "Гражданское содействие" акцентировал внимание на проблемах мигрантов. Несмотря на то что административное выдворение обозначено в Кодексе как "дополнительное наказание", на практике оно часто превращается в основное. По данным Судебного департамента Верховного суда РФ, за 2018 год в России судами первой инстанции было вынесено более 131 тыс. постановлений о выдворении.

Руководитель "Гражданского содействия" Светлана Ганнушкина считает, что это слишком серьезная мера, которую сегодня применяют без учета тяжести нарушений и общественной опасности. По ее словам, нередки случаи, когда иностранный гражданин проживает на территории много лет, обзавелся здесь семьей, но из-за малозначительного нарушения его депортируют, оставляя близких без кормильца. Поэтому правозащитники предлагают четко сформулировать критерии для принятия решения о выдворении.

Также в документе предлагается отменить ответственность за пропаганду "нетрадиционных сексуальных отношений" среди несовершеннолетних. Еще в 2017 году ЕСПЧ признал, что подобные законы "усиливает негативную ситуацию со стигматизацией ЛГБТ и поощряет гомофобию". Пропагандой суды могут посчитать буквально все что угодно: обсуждение с несовершеннолетними темы ЛГБТ, размещение материалов на личной странице в соцсети, и даже фразу "Быть геем и любить геев - это нормально. Бить геев и убивать геев - это преступно".

Как рассказала создатель группы поддержки ЛГБТ-подростков "Дети 404" Елена Климова, ЛГБТ-подростки в России страдают от неприятия себя и внутренней гомофобии. Это зачастую приводит к попыткам суицида или беспорядочным связям, а запрет так называемой гей-пропаганды приводит лишь к тому, что психологи или учителя не могут поговорить с подростками и помочь им. А число преступлений на почве ненависти к представителям ЛГБТ-движения между тем растет.

В изменениях, по мнению правозащитников, нуждаются и меры ответственности за пропаганду наркотиков. Они предлагают добавить в КоАП уточнение, что ответственность не распространяется на тех, кто распространяет информацию о психотропных веществах "без цели склонения к употреблению". "Сейчас большинство дел за пропаганду связаны с обычными изображениями. Это может быть предприниматель, который продает в киоске трусы с принтом конопляного листочка, - рассказал правовой консультант по делам, связанным с наркотиками, Арсений Левинсон. - Статья также может применяться для цензуры СМИ, которые пишут, например, про заместительную терапию". Он отметил, что ответственность за пропаганду наркотических средств мешает общественной дискуссии на важную тему.

Он напомнил, что в 2018 году на 800 тыс. руб. оштрафовали "Фонд имени Рылькова" за статью о способах снижения вреда при употреблении наркотиков, предназначенную наркозависимым. Штраф в таком же размере летом 2018 года получило издание "7x7" за "пропаганду наркотиков", якобы обнаруженную в интервью с членом Либертарианской партии Михаилом Световым. По словам Левинсона, государство предлагает зависимым людям бросить употреблять наркотики и вылечиться, однако на 100 колоний в России приходится всего четыре реабилитационных центра.

Большой пакет предложений "Мемориала" касается работы организаций, которые признаны так называемыми иностранными агентами. Правозащитники считают, что законы об "иноагентах" и "нежелательных иностранных и международных организациях" часто используются для административного преследования. Поэтому они предлагают отменить ответственность за "непредставление сведений" НКО-"иногента" и за продолжение деятельности НКО-"иноагента", в отношении которой принято решение о приостановлении. По словам юристов "Мемориала", подготовка отчетов занимает немало времени, а малейший недосмотр оборачивается штрафом минимум в 100 тысяч рублей.

Эксперты "Мемориала", "ОВД-Инфо" и "Гражданского содействия" предложили поправки и в Процессуальный кодекс об административных нарушениях, предложив добавить возможность пересмотра административных дел по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Сейчас подобная норма работает во всех видах судопроизводства, кроме административного. Таким образом, лица, привлеченные к административной ответственности, лишены возможности восстановить свои права, в том числе в случаях заведомой ложности показаний потерпевшего или свидетеля, заключения эксперта, подложности вещественных доказательств и иных документов.

Согласно действующей редакции КоАП, срок административного задержания начинается с того момента, когда его доставили в отделение ОВД. Однако в этом случае не учитывается время в пути, которое может быть "несоразмерно длительным", а также частые задержки с "документированием доставлений". Поэтому максимальный срок задержания зачастую превышает установленные три часа. С такими проблемами сталкивались, например, участники летних протестов в поддержку кандидатов, не допущенных к выборам в Мосгордуму. Правозащитники отмечают, что задержанных иногда удерживали в автозаках часами: их возили по городу либо привозили к отделу полиции, но не выпускали из машины.

Проблема касается не только участников митингов. Так, срок административного задержания человека в состоянии опьянения считается со времени его "вытрезвления". В комментариях к КоАП эксперты предлагают отсчитывать срок с момента фактического задержания, а если время было превышено - получить разъяснение о причинах.

Авторы комментария к проекту также предлагают расширить процессуальную роль специалиста. В действующей редакции его не могут привлекать для разъяснения суду и прокурору того, что входит в его профессиональную компетенцию: специалист лишь может "ставить вопросы" эксперту. Это нарушает состязательность сторон, отмечают правозащитники. Среди других важных комментариев - обязать прокурора участвовать в рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также предоставлять бесплатную юридическую помощь всем лицам, в отношении которых ведется административное производство.

Вместе с тем правозащитники отмечают, что новый проект Кодекса содержит и позитивные изменения. Одно из главных таких нововведений - выделение в разные главы процедуры рассмотрения дел судами и остальными органами, что "позволит уменьшить путаницу". Эксперты одобрили также право должностных лиц, составивших протокол, участвовать в производстве.