Истинным преступлением здесь было убийство, хладнокровное покушение на российскую систему правосудия, которое совершили прокуроры по приказу "крестного отца" Владимира Путина. Путин в этой картине не снимался, однако он был ее продюсером, пишет The Wall Street Journal. (Перевод на сайте Inopressa.ru.)
Пока что мировая аудитория не дала однозначных отзывов на этот трагический фарс. Общественному возмущению сопутствовало безразличие мировых лидеров, которые, как обычно, воздержались от критических комментариев.
Приятельствующий с Путиным президент Буш не стал освистывать эту картину, хотя исправно делал это практически после всех недавних кремлевских постановок. К сожалению, вместо того чтобы поделиться собственным мнением на пресс-конференции во вторник, Буш заставил отдуваться своего пресс-секретаря Скотта Макклеллана. Сам Буш говорил от имени "людей в моей администрации", которые полагают, что Ходорковского сочли виновным еще до суда.
Далее Буш заявил, что будет "интересно" посмотреть, подаст ли Ходорковский апелляцию, и как будет развиваться это дело. Продолжения редко оказываются такими же интересными, как оригинальная постановка. Они обычно бывают даже более предсказуемыми, а в работах Путина так было всегда. Кремль даже не утруждает себя спецэффектами в стиле "Звездных войн": ниточки, привязанные к судейским марионеткам, были видны всем.
Олигархи действовали в правовой атмосфере, напоминающей Дикий Запад
Постыдно показательный суд и приговор бывшему российскому нефтяному магнату Михаилу Ходорковскому указывает на то, пишет канадское издание The Globe and Mail, что Кремль еще не осознал важности независимого судопроизводства, справедливого и прозрачного применения закона, ценности контрактов и других неотъемлемых компонентов современной правовой системы. (Перевод на сайте Inopressa.ru.)
Между тем без этих элементов ни россияне, ни иностранцы не могут быть уверены в том, что их инвестиции находятся в безопасности или что их не бросят в тюрьму, если они заденут не того чиновника или делового партнера с нужными политическими связями.
Ради политической вендетты российский президент нанес ущерб экономике страны, создал препятствия для остро необходимого перехода к современной, ориентированной на рынок системе и отпугнул жизненно важные инвестиции.
Институт международных финансов, среди членов которого - основные финансовые институты мира, утверждает, что последствия суда и разрушения нефтяной "империи" Ходорковского ЮКОС оказывают влияние на экономический рост не только в России, но и в Центральной и Восточной Европе.
Возможно, Путин думает, что ситуация смягчится, как только Ходорковский будет надежно упрятан в тюремный лагерь и начнет отбывать свой девятилетний срок. Если он действительно так думает, пишет издание, то это означает, что он до сих пор не понял, насколько сильно потрясли международное бизнес-сообщество его очевидный отход к автократичному правлению и произвольное правосудие. Утечка капитала увеличилась в три раза и стала прямым результатом дела ЮКОСа.
Ходорковский может быть виновен в мошенничестве, растрате и неуплате налогов, как утверждает государство. Все олигархи, которые создали бизнес-империи на осколках старого Советского Союза, действовали в неопределенной правовой атмосфере, напоминающей Дикий Запад. Правил было немного, и обходить их было легко, контроля почти не существовало, налоги собирали редко, процветала индустрия взяток. Однако даже тем, кто ненавидит Ходорковского за его методы ведения бизнеса, очевидно, что его реальным преступлением стало то, что он посмел открыто противостоять Путину и финансировать оппозиционные партии.
Как отмечает издание, его преследование рассказало многое и о российском государстве и его недостатках, и о сложных сделках бывшего нефтяного магната. По любым разумным стандартам дело против Ходорковского и Платона Лебедева содержит столько дыр, что оно вообще не должно было дойти до суда. Кремль готов использовать правовые инструменты, имеющиеся в его распоряжении, для уничтожения любой серьезной политической оппозиции.
Европейский парламент заявил, что "дело ЮКОСа" является фундаментальной проверкой уважения России к законности, правам собственности, прозрачности и справедливому и открытому рынку для инвесторов. И этот экзамен российское правительство провалило, заключает канадская газета.
По отношению к Ходорковскому провели советскую "чистку"
По отношению к Ходорковскому провели "чистку", если использовать слово из лексикона не столь отдаленного советского прошлого, потому что он стал представлять угрозу для некоторых людей, которые находятся у власти. Кроме того, кое-кому просто хотелось захватить его компанию ЮКОС. Как пишет The International Herald Tribune, со стороны Кремля лицемерно притворяться, что процесс над Михаилом Ходорковским был попыткой наказать Ходорковского за его участие в этой операции "Клондайк" – разделе ресурсов – или же преследовал цель исправить ошибки прошлого. (Перевод на сайте Inopressa.ru.)
Процесс стал позором для Владимира Путина, показав, что Путин либо все еще не может избавиться от своего старого образа сотрудника КГБ, либо слишком слаб для того, чтобы обуздать жадных и стремящихся к власти чиновников.
Это большой позор по нескольким причинам. Во-первых, Ходорковский во многих отношениях был самым лучшим представителем своего класса. Он был первым олигархом, который осознал, что он может сделать свое предприятие, ЮКОС, компанией мирового уровня, если откажется от конспиративных и пиратских методов работы российского бизнеса того времени. Ходорковский сделал ЮКОС беспрецедентно прозрачной компанией, с управлением по западному образцу, и огласил имена крупнейших акционеров компании, тем самым обнародовав тот факт, что он является самым богатым человеком в России.
Из всех компаний, которые Кремль мог "проглотить", ЮКОС стал худшим выбором, так как была разрушена компания, которая могла претендовать на роль образца для других предприятий и "маяка" для привлечения иностранных инвестиций, пишет ежедневная американская газета.
Этот процесс позорен еще и потому, что он стал отступлением от любых норм права в России. В своем последнем слове на процессе Ходорковский говорил о том, что система правосудия стала бессильным придатком к правящей власти.
"Мы надеемся на то, что Россия еще до этого срока поймет, что, фабрикуя судебные процессы и отбирая компании у собственников, она разрушает сама себя", - пишет редакция газеты The International Herald Tribune.
Ходорковский разбогател за слишком короткий срок, было глупо с его стороны стремиться к политической власти, и действительно, ему есть за что ответить, констатирует издание. Но это не оправдывает пародию на правосудие, из-за которой в проигрыше оказывается сама Россия.
Независимо от того, действительно ли виновен Ходорковский в мошенничестве и неуплате налогов, обстоятельства его ареста сами по себе вызывают серьезные вопросы по поводу чистоты российской судебной системы. В первые годы открытой постсоветской экономки финансовые махинации, которые ему вменяют в вину, были скорее нормой, чем исключением. Ходорковского выделили и подвергли преследованиям только после того, как он стал политическим оппонентом Путина.
"Этот приговор, несомненно, является избирательным наказанием по политическим мотивам, – заявил The Jerusalem Post Натан Щаранский. – Это очень тревожит таких людей, как я, которые следят за переменами в России и хотят, чтобы Россия двигалась к свободе и демократии". (Перевод на сайте Inopressa.ru.)
Хотя Щаранский также отметил, что суд над Ходорковским был наказанием не за его национальную принадлежность, а за политические амбиции, он добавил, что, конечно, "национальная принадлежность Ходорковского может внести свой вклад в пропаганду, чтобы люди принимали его дело лучше".
Какой бы тревожной ни была угроза роста антисемитизма в России, она меркнет по сравнению с реальной угрозой, которую вскрыл этот суд: рост и даже акселерация усилий путинского правительства по сворачиванию демократических достижений и неспособность остального мира оказать на Кремль эффективное давление с целью остановить это скатывание к авторитаризму.
Поскольку в России авторитаризм исторически шел рука об руку с антисемитизмом, пишет The Jerusalem Post, у всего российского еврейства, а не только у горстки еврейских олигархов, есть причины беспокоиться по поводу этих событий. И так как диктаторские страны всегда заключают естественные альянсы между собой, у Израиля тоже есть причины беспокоиться, несмотря на такие жесты доброй воли, как недавний визит Путина в Израиль. Гораздо более значимой и проблематичной является готовность Кремля увеличить поставки оружия в такие страны, как Иран и Сирия.
Бывшая судья Мосгорсуда с 20-летним стажем выступает за проведение международного следствия
Немецкая газета Die Welt публикует интервью с бывшей судьей Московского городского суда Ольгой Кудешкиной, проработавшей судьей в течение 20 лет на процессах по гражданским и уголовным делам. Она считает, что уголовное дело против Ходорковского носит заказной характер и имеет политическую подоплеку.
Кудешкина дала общую оценку процесса: "После того как я ознакомилась с доказательствами, которые были опубликованы в интернете как стороной Ходорковского, так и Генеральной прокуратурой, у меня появились серьезные сомнения по поводу того, что это дело может вестись объективно и в соответствии с законом, что оно не было заказано и не имеет политической мотивировки. После того как я посетила Мещанский зал суда, у меня не осталось никаких сомнений".
Заявленная апелляция имеет мало шансов на успех, считает она. "Учитывая характер данного случая и ситуацию в Московском городском суде, я думаю, что апелляционное производство по этому делу будет вестись только управляемыми судьями, теми, которые знают, что приговор должен остаться в силе", - заявила она.
Вместе с тем она считает, что приговор Ходорковскому и Лебедеву будет отменен, "когда придет время". "Будут выяснены все обстоятельства, связанные с делом ЮКОСа. Если этого не произойдет, то о демократии и справедливости в России не может быть и речи", - сказала она.
Кудешкина отметила, что все на процессе было организовано как при советской власти. Судебный процесс был вроде бы открытым. Однако здание суда было оцеплено, простых граждан туда не пропускали. Журналистов, не имеющих специального разрешения суда, - тоже, хотя на открытых процессах такой практики не предусматривается. А там, где официально разрешено было проводить демонстрации, были поставлены ремонтные машины, говорит она.
Европейский суд по правам человека должен помочь. Если он установит, что в деле Ходорковского и Лебедева было нарушено право на честный и открытый процесс, то российские представители гражданского общества и политики смогут развернуть активную деятельность. Тогда они смогут потребовать, чтобы организаторы этого сфабрикованного дела были привлечены к ответственности. "Я выступаю за международное расследование", - заявила она.
Рассуждая о справедливости судебного приговора, бывшая судья привела небольшой пример. Во всем мире вексель считается ценной бумагой. Непонятно, как такая опытная судья, как Ирина Колесникова, может использовать тот факт, что налоги платились не деньгами, а векселями, как доказательство неуплаты налогов. Тогда оплата векселями была абсолютно легальной. Предъявляя вексель к оплате, налоговые службы получали больше денег, чем было необходимо для погашения налоговой задолженности. Налоговые службы официально возвращали оставшиеся деньги, а суд расценивает принятие этих денег как кражу государственных средств. Надо понимать это так, что был заказ власти, которая сидит за кремлевскими стенами. Этот заказ не зависел от того, были доказательства вины или нет. Если нет, то их нужно было сфабриковать, сказала она.
"В такой ситуации правовой незащищенности, при отсутствии малейших признаков справедливости очень опасно делать бизнес в России. Никто не может гарантировать, что то, что произошло с ЮКОСом, не повториться с другими предприятиями", - подчеркнула Кудешкина.
Обвиняемые сидели на суде в стальной клетке. Этого потребовала судебная охрана в 90-е годы, когда были попытки побега. Однако к этому нужно прибегать, только когда речь идет о тяжелых преступлениях, о рецидивистах. Но не тогда, когда рассматривается дело о неуплате налогов, заключила она.
Сотрудничество с Россией в сфере глобальной безопасности сомнительно
Последнее средство в руках западных лидеров – это говорить о сотрудничестве с Россией в сфере глобальной безопасности.
Россия продолжает, пишет The Wall Street Journal, поставлять ядерные технологии Ирану; поддерживать недемократические режимы в Узбекистане, Белоруссии и Туркменистане; помогать Китаю укреплять его военный арсенал; отказывается играть позитивную роль в ближневосточном мирном процессе. Сейчас Россия готовится продавать оружие Уго Чавесу в Венесуэлу, оружие, которое неизбежно пересечет границу и окажется в руках колумбийских партизан. Буш должен поступить честно и официально внести Путина в список "несовместимых с нашими идеалами, но необходимых" фигур наряду с Первезом Мушаррафом из Пакистана и египетским Хосни Мубараком.
"Серьезные опасения" Америки насчет России бессмысленны. Это шифр, дающий Путину понять: что бы ни происходило, мы не будем вмешиваться. Это стало еще яснее, когда Ричард Баучер из Госдепартамента заранее объявил, что администрация Буша не поддержит законопроект конгрессменов Тома Лантонса и Кристофера Кокса, нацеленный на исключение России из "большой восьмерки" на том основании, что она не придерживается демократических норм.
Жесткая линия, проводимая в деле Ходорковского, приблизила нас к точке невозвращения: скоро у Кремля не будет иного выбора, кроме как применить эту смертоносную силу, чтобы остаться у власти. Все признаки свидетельствуют о том, что путинский режим не будет долго раздумывать, если понадобится пролить кровь на улицах России, чтобы сохранить свою хватку. Запад не может принимать решения за нас, за российский народ, но он может повлиять на цену, которую мы должны заплатить за то, чтобы в нашей стране воцарилась демократия.
Осуждение Ходорковского станет наказанием для России, так как оно рассеет холодные волны по международному бизнес-сообществу и вызовет нежелание этого сообщества инвестировать в страну, где рынки больше не выглядят действительно свободными и справедливыми. Однако это проблема, которой должен озаботиться весь мир, и ответственность за ее решение ложится, главным образом, на крупные демократические державы, США и европейские страны.
В прошлом месяце Джордж Буш во время его визитов в балтийские страны и Грузию похвалил их за их свободу и независимость от российского господства. Буш был прав, хотя, учитывая ограниченные возможности Запада в оказании влияния на внутренние реформы и демократизацию в России, лучший способ обуздать путинские амбиции – это воздействовать на соседние с Россией страны, включив их в западную сферу влияния. Это потребует не только слов. Нужно предпринять шаги, которые приведут такие государства, как Украина, к конкретным соглашениям с НАТО и ЕС. Кроме того, Западу придется отказаться от альянсов с теми правительствами в регионе – такими, как Узбекистан, – которые в большей степени склоняются к путинским деспотичным методам правления.
Le Figaro: российский президент способствует сохраняет главенство политической бюрократии над экономикой
Дело ЮКОСа войдет в историю посткоммунистической России как урок крупных ельцинских баронов российской экономики, пишет Le Figaro. "Дело ЮКОса словно красная линия, прочерченная Путиным и призванная надолго закрыть для них путь в мир политики", – так прокомментировала этот процесс социолог Ольга Крыштановская, заканчивающая книгу о Михаиле Ходорковском. (Перевод на сайте Inopressa.ru.)
Однако процесс по делу ЮКОСа не означает "конца истории" нечистоплотных отношений между российской властью и деловыми кругами. Придя к власти, Владимир Путин – человек компромисса между ельцинскими олигархами и кланом спецслужб – сразу же объявил, что он восстановит интересы государства. Он заявил о своем намерении разрубить "гордиев узел" связей, сплетенных между олигархами и Кремлем. Этот лозунг очень понравился народу, возмущенному тем, что богатства страны оказались в руках маленькой касты хищников.
Но очень скоро выяснилось, что борьба с акулами российского капитализма создает много проблем. Нанося удар по олигархам, Путин бил и по подконтрольным им СМИ, надевая намордник на единственную альтернативу власти в стране с едва зарождавшейся демократией. Постепенно он стал захватывать компании, становившиеся, подобно ЮКОСу, моделями "англосаксонского" менеджмента. Прикрываясь борьбой с магнатами, Путин сводил счеты с силами, способными составить ему конкуренцию. Фактически при этом он создавал новых олигархов, отмечает французская газета.
Об олигархах князя Путина, которые, в отличие от ельцинских олигархов, предпочитают тень свету, мало что известно. "Актеры меняются, но система остается", – утверждает французский предприниматель, близкий к некоторым из олигархов.
Знамение времени – борьба между бывшими московскими олигархами и новыми петербургскими чекистами постепенно уступила место подковерной борьбе кланов в окружении Путина. Во всяком случае, именно такой вывод эксперты делают из удивительной закулисной борьбы, разворачивающейся сегодня за остатки империя ЮКОСа. В роли соперников выступают клан "Роснефти" во главе с Сечиным и клан "Газпрома" во главе с Медведевым. Из-за этого в марте сорвалось предполагавшееся слияние двух компаний.
"Между этими людьми нет никаких политических противоречий, – отмечает Ольга Крыштановская. – Они борются за обогащение". Они больше зависят от Кремля, чем это было при Ельцине. "Их положение напоминает мне положение директоров советских заводов. Они пользовались влиянием, но оставались в руках власти. Они знали, что в любую минуту могут все потерять", – объясняет социолог.
Столкнувшись с натиском новых "сильных людей", оставшиеся "ельцинцы" вынуждены приносить власти присягу на верность. "Это значит, что им регулярно приходится платить, чтобы финансировать проекты власти", – продолжает социолог. "Кремль вызывает и говорит: мне нужен миллион долларов. Ты должен выполнять свои социальные обязанности". Бизнесменам остается только подчиняться. "Это форма государственного рэкета", – говорит Ольга Крыштановская.
Эта ситуация показывает, что, лишая олигархов их влияния, Путин не кладет конец коррумпированности власти. Президент способствует сохранению абсолютного примата политической бюрократии над экономикой, заключает французское издание.