Таким образом, суд отклонил жалобу находящихся в СИЗО обвиняемых, которые просили о более мягкой мере пресечения - домашнем аресте или подписке о невыезде. Поддержать "болотных узников" на заседание пришло несколько десятков сторонников, в том числе Илья Яшин, Борис Немцов, глава "Руси сидящей" Ольга Романова. Для тех, кому не хватило места в зале суда, заседание транслировалось на мониторах в холле.
Напомним, председатель Замоскворецкого суда Наталья Никишина 6 июня в ходе предварительных слушаний продлила на шесть месяцев срок ареста 10 фигурантам дела. Также судья продлила до конца ноября срок домашнего ареста обвиняемой Александре Духаниной и срок нахождения под подпиской о невыезде активистки Марии Бароновой.
Дело в отношении 12 подсудимых выделено в отдельное производство. Также в настоящее время расследуется дело в отношении других участников беспорядков. Замоскворецкий суд также рассматривает материал в отношении Михаила Косенко о применении к нему принудительных мер медицинского характера.
Ранее Максим Лузянин полностью признал вину, заключил соглашение со следствием и был приговорен к 4,5 годам заключения. Один из предполагаемых организаторов массовых беспорядков Константин Лебедев, который также пошел на сотрудничество со следствием, был приговорен к 2,5 годам лишения свободы. Помимо него, следствие считает организаторами Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева.
"Судья-учительница" Никишина, о которой не известно ничего
На этом фоне, как это часто бывает при обсуждении резонансных дел, журналисты пытаются разобраться в личности судьи, от которой зависит судьба обвиняемых. Процесс проходит под председательством главы Замоскворецкого районного суда Москвы Натальи Никишиной. Журнал The New Times разобрался, какие она выносила приговоры и чем известна в профессиональном сообществе.
Наталья Викторовна Никишина прежде подобные резонансные процессы не вела. Ее карьера достаточно обычна для московского судьи. В 1992 году окончила престижный столичный юридический институт (ВЮЗИ), а уже через пять лет была назначена судьей Тимирязевского районного суда Москвы. В промежутке, как рассказывают, работала судебным исполнителем (в девяностых они выполняли роль судебных приставов), правда, официальная биография, как и декларация о доходах, об этом периоде умалчивает.
В 2004 году председатель Мосгорсуда Ольга Егорова пригласила Никишину в кассационную инстанцию городского суда: здесь она прослужила семь лет, возглавляла тройку судей, рассматривающих кассационные жалобы. 28 мая 2011 года Никишина была назначена на должность председателя Замоскворецкого районного суда.
В Замоскворецком суде Никишина занимается не только административной работой, но и рассматривает уголовные дела. Чаще всего в особом порядке. Так поступают многие председатели районных судов. Особый порядок судопроизводства предполагает, что подсудимый признает свою вину, процесс проходит без исследования доказательств, без свидетелей и, как правило, за один-два дня.
Выносила ли судья Никишина когда-либо оправдательные приговоры в Тимирязевском суде, доподлинно неизвестно, в Замоскворецком суде - точно нет. Опрошенные журналом столичные адвокаты также ничего конкретного сказать не могут. Их усредненный стандартный ответ: "Помню, была такая. Но ничего ни плохого, ни хорошего сказать не могу. Грамотная судья, корректная".
The New Times отмечает, впрочем, что со всеми участниками процесса судья Никишина разговаривает строго, как учительница начальных классов говорит с нерадивым учеником. Недоброжелатели считают, что Никишина переняла этот стиль у председателя Мосгорсуда Ольги Егоровой, чьей любимицей считается.
Вот пример такого поведения. "Кривов, - обращается судья Никишина к одному из подсудимых, - почему ваш адвокат опаздывает? Где вы нашли такого недисциплинированного защитника?"
Наталья Никишина спокойно дает высказаться всем адвокатам и подсудимым, а потом все тем же мягким голосом отказывает во всех ходатайствах. Сталь в ее голосе появляется только тогда, когда публика в зале начинает аплодировать в ответ на выступления подсудимых.
О личной жизни судьи Никишиной, ее интересах, привязанностях - то есть о том, что позволяет составить представление о человеческих качествах председателя Замоскворецкого суда, не известно ничего.
В судейских кругах говорят, что Никишина хотела отказаться от ведения процесса и просила "избавить ее от этой ноши".