Что касается России, то там, по мнению Süddeutsche Zeitung, "политический олигарх Владимир Путин идет на большой риск, устраивая рокировки во власти"
Moscow-Live.ru
С наступлением 2012 года, пока отечественные газеты дружно ушли на каникулы, о судьбах России продолжает печься зарубежная пресса. Иностранным аналитикам не дают покоя мысли о будущем оппозиции и о грядущих президентских выборах, намеченных на март. По мнению крупнейшей ежедневной газеты Германии Süddeutsche Zeitung, выборы в России будут одним из пяти ключевых моментов нового года, когда ведущие мировые политические системы получат возможность проявить себя, оказав влияние на ситуацию в мире.

Если 2011 год стал годом революций, всплеска народного гнева и протестных движений, то 2012 год "станет окончательной проверкой для демократии", цитирует немецкое издание InoPressa. "Вместе с тем, 2012 год обещает стать ключевым в гонке систем", - указывает SZ, отмечая, однако, что здесь ситуация будет будет определяться в первую очередь не действиями России, а "дуэлью между Китаем и США".

Пятью важнейшими политическими событиями нового года обозреватель Штефан Корнелиус называет выборы в России, Франции, Китае, США и Египте. Ход и итоги голосования позволят сделать выводы о силе этих государств и главенствующих в них систем, будут важны как для самой страны, так и для всего мира. Так, выборы в Египте станут экзаменом для стран победившей "арабской весны". Выборы во Франции определят судьбу Европы: ведь если Николя Саркози уступит лидеру ультраправых Марин Ле Пен, она может нанести сокрушительный удар по европейской интеграции и единой европейской валюте.

Что касается России, то там, по мнению Süddeutsche Zeitung, "политический олигарх Владимир Путин идет на большой риск, устраивая рокировки во власти". "Страна находится на пороге своего, пожалуй, самого значимого теста на демократию. Премьер и политический кастрат - президент Медведев - выстроили потемкинскую демократию с ее мнимыми партиями и мнимым же плюрализмом, - описывает ситуацию немецкий журналист. - Народ в конце года выплеснул свой гнев, однако чем все это закончится?" "Выберет ли Россия западный путь или вернется к автократичному каменному веку - покажут предстоящие президентские выборы", - подводит итог Корнелиус.

Китай, со своей стороны, всеми силами старается продемонстрировать, что перемены во власти хотя и свершаются без участия народа, однако происходят ему во благо. В КНР к власти придет более молодое поколение политической элиты, которое должно будет провести свою страну через непростую фазу модернизации. На этом фоне одновременные выборы президента США становятся объектом особо пристального внимания: "Радикализация политики отталкивает многих избирателей. Республиканцы с их склонными к популизму представителями балансируют на краю пропасти. Демократический цинизм становится самым уязвимым местом системы. Америка перестала быть примером демократии".

Русская дилемма напомнила американцам о "Кровавом воскресенье" и свержении царя

Об испытании, которое в 2012 году неизбежно ждет российское руководство, пишет и The New York Times. По словам журналистки Эллен Барри, перед властями РФ в настоящее время встала дилемма: подавлять акции протеста или не подавлять?

В российской истории толпа всегда представала как "брутальная стихийная сила", и неудивительно, что российские правители всегда старались разгонять массовые акции протеста, объясняет американское издание. Самым поучительным эпизодом в связи с этим NYT называет "Кровавое воскресенье" 1905 года. Расстрел рабочих шокировал окружение Николая II и вызвал революционный взрыв. В итоге царь согласился провести реформы, а спустя 12 лет, когда мирным демонстрациям не препятствовали, все закончилось для императора печально. Спустя неделю после начала волнений царь вынужден был отречься от престола, пересказывает статью в NYT InoPressa.

В начале декабря, когда стало ясно, что молодые россияне готовы протестовать, чиновники стряхнули пыль с фразы Пушкина о русском бунте, бессмысленном и беспощадном. В действительности же никакого бунта не было, указывает Барри. 10 декабря на митинге на Болотной площади в Москве люди не слушали ораторов, а рассматривали друг друга, отмечает автор: "Они не походили ни на безумцев, ни на угнетенных. Они не излучали ни страха, ни агрессии. Критическая масса специалистов из среднего класса, существовавшая годами в интернете, внезапно материализовалась".

В результате российские лидеры не знают, как обходиться с демонстрантами, чьи требования нельзя удовлетворить денежными ассигнованиями, разъяснил экономист Евгений Гонтмахер. Появление таких демонстрантов - знак, что Россия стала европейской страной, считает он: "участие в публичной политической жизни перестало быть уделом маргиналов".

Чиновники и даже Путин заговорили о демонстрантах с некоторым уважением, но говорить о полноценном взаимодействии пока невозможно. Именно поэтому 2012 год будет непредсказуемым: россияне стремительно движутся то ли к традиционной конфронтации, то ли к чему-то новому - диалогу, резюмирует The New York Times.

The Wall Street Journal, в свою очередь, считает, что пока в России "попытки наладить диалог между сторонами не принесли особых результатов", хотя в роли переговорщика вызвался выступить "близкий друг" Путина - экс-министр финансов Алексей Кудрин. "Ряд лидеров оппозиции - безымянного широкого и неформального альянса, куда входят политики, интеллектуалы и журналисты, - настроен против переговоров", - пишет газета.

Как бы то ни было, в Москве уже замыслили новую акцию протеста - возможно, она состоится 4 февраля, за месяц до президентских выборов, пишет InoPressa. Оппозиция требует аннулировать результаты выборов в Госдуму, освободить политзаключенных и начать широкие политические реформы. Если к февралю власти не удовлетворят их, "мы расширим требования и сделаем кампанию интенсивнее", - пообещал оппозиционер Владимир Рыжков, один из организаторов рекордного митинга на проспекте Академика Сахарова 24 декабря.

Пока Кремль предложил ряд уступок, но не проявляет готовности проводить перевыборы в парламент и переносить президентские выборы на более поздний срок. А реформа, предложенная Кремлем, начнет действовать лишь в следующем избирательном цикле, что не устраивает оппозицию, отмечает WSJ.

"Вино с фуа-гра и революция": против Кремля бунтуют хипстеры и снобы

Тем временем британская The Financial Times в статье с говорящим названием "Вино с фуа-гра и революция" пытается разобраться в том, кто же такие московские оппозиционеры, которые десятками тысяч собираются на митинги. По мнению корреспондента Чарльза Кловера, это "эстеты в черных водолазках, объединенные своей нелюбовью к Кремлю и любовью к хорошим винам", которых он видел в московском кафе "Жан-Жак".

Российское протестное движение называют "революцией довольных": участники - преимущественно высокооплачиваемые представители среднего класса, цитирует статью InoPressa. Многие из них были рады, что при власти Путина их доходы растут, но после нарушений на выборах они возмутились, что их голосами пользуются без разрешения. По словам оппозиционера Ильи Яшина, на митинги вышли "хипстеры" - "молодые люди, которые выросли не в СССР и не понимают, зачем им чувствовать беспричинную признательность государству".

Кремль же пытается изобразить "довольных революционеров" снобами, которые не имеют связи с реальной Россией, указывает FT. По мнению самой газеты, истина лежит посередине Российские интеллектуалы действительно снобы, так как столетиями смотрели сверху вниз на тупых правителей страны, поясняет британским читателям Кловер. Но в прошлом веке интеллигенция дважды - в 1917 и 1991 годах - массово "изменяла" власть имущим, и это возымело ужасные последствия, напоминает журналист.