Об этом в интервью "Российской газете" рассказал замминистра внутренних дел России, генерал-полковник Аркадий Еделев, характеризуя обстановку в регионе. В целом, по его мнению, за последнее время ситуация в Чечне намного улучшилась, особенно на это повлияла гибель Шамиля Басаева и других командиров. Еделев сообщил, что в прошлом году в Северо-Кавказском регионе нейтрализовано 174 бандита и задержано 1171. Последних будут судить.
Сейчас в Чечне действуют 46 мелких бандгрупп с общей численностью порядка 450 человек. Их количество уменьшается. Правда, как уверяет чиновник, если на подрывную деятельность в России заграничные центры вновь бросят большие деньги, бандитов может и прибавиться: война давно стала бизнесом.
Между тем к действительно опасным боевикам Еделев относит бывшего работорговца Умарова, который до сих пор прячется в труднодоступных местах. Однажды, по рассказам замминистра, федеральные силы его едва не поймали, но боевику повезло. До вечера в районе селения Зумсой он "пластом пролежал в маленьком гроте", пока вокруг зачищали местность.
Отметим, что приведенные руководством МВД имена боевиков неоднократно фигурировали в новостях, причем некоторые - в списках погибших. В частности, при проведении спецоперации осенью 2004 года в Чечне органы отчитались о гибели 22 боевиков, среди них якобы был один из организаторов покушения на Ахмада Кадырова Сулейман Имурзаев по кличке Хайрулла. "У нас есть все основания полагать, что Хайрулла вместе с другими погиб", - заявлял тогда исполняющий в то время обязанности министра внутренних дел Чечни Руслан Алханов. Однако потом Хайрулла-Имурзаев сенсационно объявился в Веденском районе, где группа боевиков под его командованием грабила местных жителей. С недавнего времени Хайрулла регулярно появляется в отчетах сайта сепаратистов "Кавказ-центр", а его лицо даже украшает собой главную страницу ресурса.
Имя наемника Сейфа Исламы стало известно прессе еще благодаря видеозаписи, попавшей в распоряжение ФСБ, якобы доказывающей, что Аслан Масхадов и другие полевые командиры под руководством шейха Абу Омара готовились к будущему захвату театрального центра на Дубровке.
Среди захвативших "Норд-Ост" был и наемник-араб, называвший себя "Ясир". В материалах дела он проходил как "неустановленное следствием лицо". Как сообщал в декабре 2002 года старший следователь по особо важным делам прокуратуры Москвы Виктор Кольчук, расследовавший теракт в "Норд-Осте", боевик по кличке Ясир был одним из идеологов террористов. Ясир не был чеченцем - у него был нехарактерный для чеченцев акцент. Он знал турецкий и арабский языки, а с боевиками разговаривал на русском. По некоторым данным, он некоторое время жил в Саудовской Аравии, проходил боевую подготовку в Ливане и Афганистане, а в Чечню был заброшен из Панкисского ущелья.
Напомним, официально сообщалось о том, что при штурме театрального центра были убиты все 40 бандитов.
Почему террористов так трудно поймать
"Мы имеем дело с очень хорошо подготовленными террористами", - говорит Аркадий Еделев. Когда в 2004 году военные пытались ловить Шамиля Басаева в Кабардино-Балкарии в городе Баксан, полтора дня он скрывался со своей женой в кукурузном поле. Как потом выяснилось, при нем была система связи, сопряженная не только с системой GPS, но и с профессиональной системой шифрования, которая в течение нескольких секунд "выстреливала" информацию на спутник и передавала ее адресату. Его переговоры засечь было невозможно, зато сам Басаев ловивших его людей слышал прекрасно. У него было сканирующее устройство, позволявшее слушать даже переговоры из вертолетов. Спустя полтора дня пособники вывезли Басаева на лошадях в Гелдаген, где укрывалась группа Ярмук.
Еще один важный фактор, который помогает бандитам, - обостренное на фоне крайней опасности чувство подозрительности. Умаров в последнее время уничтожил трех своих помощников из ближайшего окружения, подозревая их в измене. Басаев незадолго до смерти также убил нескольких своих людей.
При этом, отвечая на вопрос журналиста о подозрительном наличии у бандитов спецаппаратуры и профессиональных знаний, а значит, и возможной связи со спецслужбами, Еделев заявил, что Басаев поддерживал контакты с представителями некоторых зарубежных спецслужб.
Еделев также в очередной раз опроверг сведения о том, что Шамиль Басаев погиб по собственной неосторожности, а силовики присвоили себе итоги этой трагической ошибки террористов. Представитель МВД заявил, что уничтожение Басаева стало результатом хорошо и тщательно спланированной спецоперации под руководством ФСБ.
Перемены к лучшему необратимы: Чечня перестала быть центром нестабильности на Кавказе
Чеченская Республика уже не является лидером нестабильности на Северном Кавказе, заявляет Аркадий Еделев. Регионы, в которые перекинулась большая часть насилия - это Ингушетия, Дагестан и Кабардино-Балкария. В КБР, например, действуют две хорошо подготовленные и глубоко законспирированные террористические группы. Это банды Астемирова и Мукожева и группа Солпагарова. Однако лозунг о разрастании военного конфликта за пределы Чечни, по убеждению Аркадия Еделева, поддерживается "недругами России" и никакого отношения к действительности не имеет.
По всему Северо-Кавказскому региону за полгода сдались 632 человека. Первые явки с повинной правоохранительные органы начали фиксировать 17 июля прошлого года, то есть уже через два дня после обращения руководителей Национального антитеррористического комитета России.
Люди, истосковавшиеся по свободе, уставшие от подполья и "беготни по горам", накопили огромный потенциал неистраченной энергии и сил, и нет ничего страшного, что многие амнистированные боевики идут работать в правоохранительные органы республики, считает замруководителя МВД. Он назвал такое желание стремлением "к нормальной мужской работе", которую неправильно ограничивать.
Сегодня политика в отношении Чечни прозрачна и не приемлет двойной игры, заявил Еделев, а потому повторение событий 1996 года и повторения боевых действий невозможно.
То, что разрушенное хозяйство действительно восстанавливается, видно по новостройкам. Лишь в прошлом году в эксплуатацию ввели 36 жилых домов, 81 школу, 9 детских садов, 18 учреждений здравоохранения, 28 объектов культуры и спорта.
Силовые структуры в субъектах, где проводились контртеррористические операции, потеряли 239 человек - почти на сто человек меньше, чем год назад.
Более того, приближается момент, когда можно будет отменить командирование подразделений милиции в Чечню из других регионов, потому что местное МВД хорошо справляется со своими обязанностями.