По определению Людмилы Алексеевой, сущность путинской власти состоит в "неповторимой российской смеси авторитарной политики и дирижистской экономики", обусловленной пассивностью гражданского общества
RTV International
О том, как Россия может преодолеть путинизм, известная правозащитница, глава московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева написала статью для немецкой газеты Die Welt. По ее определению, сущность путинской власти состоит в "неповторимой российской смеси авторитарной политики и дирижистской экономики", обусловленной пассивностью гражданского общества.

Нынешний премьер Владимир Путин, придя к власти в 2000 году, заключил своеобразный общественный договор с народом, считает Алексеева. Эта договоренность заключается в том, что государство лишает граждан прав и свобод в обмен на улучшение уровня жизни. Как отмечает правозащитница, россияне после распада Советского Союза были настолько поглощены бытовыми проблемами, что с готовностью приняли такие условия.

Однако теперь ситуация меняется. Во-первых, Кремль отказался от своей части договора с наступлением мирового финансового кризиса, говорится в статье. А во-вторых, в стране выросло новое поколение людей, которые не отравлены страхом перед советским террором и на которых оказывает влияние пример западных стран.

В итоге нынешняя молодежь начинает все более остро ощущать на контрасте с многими зарубежными странами, что лишена прав и свобод. По мнению Алексеевой, на деле у россиян осталась только свобода передвижения из всех гарантированных Конституцией. Молодые люди почувствовали себя ущемленными и постепенно начали осознавать, что "власть бросила их на произвол судьбы", передает текст статьи InoPressa.

В связи с этим общественная деятельность и борьба за возвращение своих прав выходит на первый план, причем ведется на разных полях. С одной стороны, особую важность приобретает свобода собраний и движение в ее защиту Стратегия-31. Для простых граждан, как пишет правозащитница в своей статье, это единственный реальный способ привлечь внимание чиновников к своим требованиям, желаниям и предложениям.

С другой стороны, новым для России признаком формирования гражданского общества становятся интернет-дискуссии, на которые у Кремля нет рычагов давления. Граждане начинают использовать интернет для самоорганизации, в последнее время он становится инструментом общественного контроля.

Верховная, а также региональные власти обеспокоены этой быстро нарастающей гражданской активностью, полагает Алексеева, особенно в связи с предстоящими в декабре 2011 года парламентскими, а в марте 2012 года президентскими выборами. Однако они не учитывают изменений, которые произошли за десять лет в обществе, и реагируют на подобные проявления общественного самосознания старыми методами: подавления, запугивания и дезинформации.