"На более ранней стадии они выходили с предложениями, с просьбами и рапортами о том, чтобы их освободили от занимаемых должностей", - сообщил замминистра. По его словам, в основном это были те сотрудники милиции, которые "понимали, что не пройдут переаттестацию", передает "Интерфакс". "Не все они проходили через аттестацию, потому что мы проводили очень серьезную предварительную работу", - пояснил Герасимов.
Эксперты и общественность неоднозначно оценивают исчезновение милиционеров и появление на российских улицах полицейских. Профсоюзы жалуются, что уволенных стражей порядка не берут на работу. Пресса опасается, что новоявленная полиция будет хуже милиции. А в блогах очень некстати появилось порочащее правоохранителей фото, призванное послужить доказательством, что в полиции, как и в милиции, процветает так называемая "палочная система".
- Министерство отрицает, что переаттестация вылилась в расправу над несогласными
Всего в ходе переаттестации были уволены более 140 генералов МВД, причем кандидатуры большинства из них президентская комиссия даже не рассматривала, рассказал Герасимов. "Всего освобождены от занимаемых должностей 143 сотрудника, занимавших должности высшего начальствующего состава. 21 сотрудник, кандидатуры которых выносились на заседание аттестационной комиссии, не прошли ее. 122 и не выносились на нее, а были отведены решением министра", - поведал замминистра внутренних дел.
Он напомнил, что сотрудников МВД, претендующих на должности высшего начальствующего состава, переаттестовывала комиссия под руководством главы администрации президента Сергея Нарышкина, в которую вошли представители нескольких ведомств, в том числе МВД, ФСБ, Росфинмониторинга, а также общественники Илья Резник и Анатолий Кучерена.
Замглавы МВД назвал основные причины, по которым сотрудники милиции не прошли аттестацию: достижение предельного возраста пребывания на службе, наличие взысканий по службе, наличие судимости, снятой по нереабилитирующим основаниям, а также предоставление при поступлении на службу искаженных данных о себе, в том числе поддельных документов. Наконец, не прошли аттестацию те сотрудники, которые параллельно со службой занимались бизнесом, передает РБК.
Переаттестованные стражи порядка уже привыкли называть себя полицейскими, отметил Герасимов. Как он сообщил на пресс-конференции, сами сотрудники органов внутренних дел слово "милиционер" уже не используют, предпочитая называть себя полицейскими.
После переаттестации освободилось 32 тысячи вакансий
Количество вакансий в российской полиции после переаттестации превышает 32 тысячи, заявил замглавы МВД РФ Сергей Герасимов. "У нас есть 32 тысячи вакансий, на которые мы будем набирать сотрудников", - сообщил генерал во вторник журналистам.
По его словам, переаттестацию успешно прошли 875,3 тысячи сотрудников органов внутренних дел. "При этом штатная численность, которая определена на 1 января 2012 года, предполагает 907,6 тысяч сотрудников", - сказал Герасимов.
"В ходе проведения внеочередной аттестации мы не ставили задачу заполнить все вакантные должности. Была задача вести отбор в зависимости от профессиональных, морально-психологических качеств и по другим критериям", - сказал замминистра.
Он напомнил, что на 1 января 2010 года штатная численность сотрудников органов внутренних дел составляла 1 млн 134 тысячи человек.
МВД: Уволенные милиционеры быстро нашли себе новое занятие. У профсоюзов другое мнение
При этом, по словам замминистра МВД, проблем с трудоустройством у бывших милиционеров нет. Специальные комиссии МВД по оказанию содействия в трудоустройстве помогли найти работу приблизительно 20 тысячам бывших милиционеров, лишившихся должностей в 2010 - 2011 годах, передает ИТАР-ТАСС.
"На удивление, пока мы не сталкиваемся с массовым обращением в комиссии по трудоустройству. Ожидали, что цифра будет гораздо больше", - отметил Герасимов.
"Однако практика показывает, что наши сотрудники достаточно серьезно востребованы на рынке труда - в силу образовательного ценза, в силу навыков работы с людьми и по другим направлениям", - сообщил замминистра.
Наиболее активно бывших милиционеров берут к себе частные охранные предприятия, достаточно активно они привлекаются к службе в МЧС, других структурах. Многие, кто имеют юридическое образование, работают на "гражданке" по этой специальности, добавил замглавы МВД.
Между тем у профсоюза работников милиции другие данные. "Им (не прошедшим переаттестацию - Прим. ред.) сейчас очень сложно найти работу. На днях приходил ко мне бывший милиционер 46 лет. Он получает пенсию шесть тысяч рублей. Я посоветовал ему найти хоть какую-нибудь работу, хоть сторожем. А он говорит, что и сторожем не берут", - рассказал председатель профсоюза Михаил Пашкин "Новым Известиям".
Бывший капитан милиции сказал изданию, что устроился ритуальным агентом. "Кто-то ушел в охрану, кто-то сидит без работы. Те, кто мог, по знакомству перевелись в другие подразделения", - добавил он.
СМИ: Переаттестация превратилась в формальность - "полиция будет хуже милиции"
Пока министерство подводит итоги первичной переаттестации, СМИ собирают мнения экспертов и пытаются выяснить, будет ли полиция отличаться от милиции и в какую сторону. Обзор статей российской прессы по этой теме подготовил портал "Заголовки.Ru".
Председатель профсоюза работников милиции Михаил Пашкин считает, что нынешние экзамены для сотрудников правоохранительных органов были формальностью. "Многие писали рапорты, что заранее согласны с итогами переаттестации, и на самой процедуре не присутствовали. Кого-то переаттестовали за одну минуту: зашел человек, показался аттестационной комиссии и вышел", - рассказал он в интервью "Новым Известиям".
По словам Пашкина, кандидатов в полицейские отбирали главным образом по принципу верности начальнику. "Остались те, кто смотрит начальству в рот. Уволили почти всех свободно мыслящих людей. Поэтому полиция хуже милиции", - уверен он.
Случаев взяточничества, как считает Пашкин, в процессе переаттестации было немного: "Они были, но и профсоюз, и СМИ подняли такую шумиху, что все стали бояться и решили переждать, пока станут полицейскими. Теперь они ни в чем не будут себе отказывать".
Также недовольство общественных деятелей вызвало то, что процесс переаттестации был закрытым для общества. "Рассказали бы, за что не был переаттестован хоть один генерал", - говорит Пашкин.
Газета "Московский комсомолец" провела собственное расследование, чтобы выяснить, как проходили переаттестацию столичные милиционеры. Как выяснилось, в "заочном добровольно-принудительном порядке". Один из оперативных сотрудников рассказал, что начальство собрало всех на совещании и объявили, что нужно написать рапорт о просьбе проводить переаттестацию без личного присутствия.
"Руководство объяснило, что, мол, все уже решено, а комиссия - это формальность. Тем, кто все же не хотел писать эту бумагу, намекнули, что к буквоедам комиссары будут относиться предвзято", - пояснил собеседник издания.
Кроме того, в блоге asaratov появилась фотография некоего норматива по количеству протоколов на сутки с заголовком автора поста "Полиция - новая, нормы - старые". Там, например, говорится, что за сутки полицейские должны составить 10 протоколов на вокзале за пьянство и мелкое хулиганство. Никаких доказательств подлинности этой записки нет, как и того, что она была сделана в последнее время, однако и наличие в правоохранительных органах так называемой "палочной системы", о которой рассказал блоггер, не является особым секретом.
Ранее с ней уже пытались бороться системно. В январе 2010 года глава МВД Рашид Нургалиев подписал приказ о новых правилах оценки деятельности милиции. "Новый документ максимально уходит от пресловутой "палочной" системы и учитывает мнение граждан о качестве работы органов внутренних дел", - рассказывал глава МВД.
Приказ о введении так называемой "палочной системы" был издан в 2005 году. В соответствии с ним милиция, чтобы получить положительную оценку своей деятельности, должна была повышать по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количественный показатель привлеченных к уголовной или административной ответственности.
Впрочем, при детальном рассмотрении нового приказа выяснилось, что Нургалиев лукавил, говоря об отказе от "палочной системы" благодаря новому приказу от 2010 года. Тексты приказов, по сути, оказались практически идентичны. Более того, важнейшие пункты приказа, фактически определяющие его смысл, например такие как "Инструкция по оценке деятельности органов внутренних дел РФ", почти слово в слово копируют аналогичный документ из старого приказа.
МВД отрицает, что переаттестация вылилась в расправу над несогласными
Система проведения внеочередной аттестации сотрудников МВД практически исключала возможность "сведения счетов" начальством с неудобными подчиненными, заявил Сергей Герасимов. Напомним, что ранее такое предположение высказывал не только председатель профсоюза сотрудников милиции Михаил Пашкин, но и депутат Госдумы Александр Хинштейн.
По словам Герасимова, президентская Аттестационная комиссия, которую проходили кандидаты на генеральские должности, "была эталоном деятельности" при решении кадровых вопросов. Замминистра подчеркнул, что этот опыт был тиражирован в Центральную аттестационную комиссию МВД РФ и в комиссии на местах. Он выразил уверенность, что "объективность (переаттестации) была достаточно высокая".
"Обращаю внимание на тот факт, что некоторые руководители, возможно, пользуясь ситуацией с проведением переаттестации, могли попытаться сводить счеты с теми или иными неуступчивыми сотрудниками, - сказал Герасимов. - Однако сама система построения переаттестации практически исключала такую возможность".
По его словам, все вопросы, связанные с вынесением вердиктов по тем или иным сотрудникам, решались коллегиально. "А в этом случае роль одного сотрудника, пусть даже высокопоставленного, нивелируется, и нивелируется достаточно сильно", - сказал замглавы МВД.
Он добавил, что действовала также система информирования о нарушениях в ходе переаттестации. Герасимов опроверг также обвинения в том, что в комиссии не вошли представители общественности. По его словам, в них участвовали общественники, члены ветеранских и правозащитных организаций.
В то же время в МВД признали факт взяток во время переаттестации. Однако их количество было минимальным, заявил замглавы ведомства Сергей Герасимов. Герасимов напомнил, что в кадровом департаменте МВД были организованы телефоны доверия, позвонив на которые сотрудники могли пожаловаться, что у них вымогают деньги. Проверку проводили по каждому звонку. Всего поступило 91 обращение, отмечает "Русская служба новостей".