"Швеция - скандинавская страна. Столица - город Стокгольм", - это все, что смогли рассказать о северном государстве воспитанники Можайской колонии для несовершеннолетних преступников. Создатели благотворительного фонда шведской королевы - доктор Гуннар Бостром и его жена Ула √ знают о воспитанниках колонии гораздо больше. Организация "Скараборгшелпен" уже 20 лет работает в детских тюрьмах Польши, Прибалтики и России. Недавно фонд направил подарки в Можайскую колонию. "Мне хотелось бы, чтобы у каждого из этих детей были очень простые и необходимые им вещи", - говорит Гуннар Бостом.

Когда юному нарушителю исполняется 18 лет, администрация часто пользуется своим правом задержать его перевод во взрослую колонию еще на 3 года. Говорят, что там он попадет совсем в другие условия. Одно из различий - в колонии для взрослых молодых людей будут называть "осужденными", а для сотрудников Можайской колонии они еще только "воспитанники".

Пятнадцатилетний парень в деревне у бабушки угнал машину, а потом еще и избил человека. "Решил отдохнуть, наверное", - говорят его знакомые. В неволе он провел 2,5 года, но не жалеет об этом. "Здесь учишься выживать, - говорит он. - На воле у меня не было такого. А сюда приехал здесь я научился с ребятами общаться больше".

В колонии получают на выбор одну из трех рабочих профессий. И еще заканчивают школу. Образование считается обязательным. После 11 класса воспитанник получает аттестат. В нем будет записано, что молодой человек окончил среднюю общеобразовательную школу ╧ 3 города Можайска.

Ула и Гуннар собирались приехать в колонию с подарками, однако рефрижератор с продуктами надолго застрял на таможне. Догадываясь о проблемах, с которыми в России сталкиваются благотворители, шведы решили больше не рисковать. Игрушки для детишек, родившихся в соседней женской колонии, они купили уже в Москве.