Спустя 10 лет после трагедии, потрясшей всю страну, жители России, как выясняется, стали по-другому оценивать действия спецслужб и информацию, которую сообщали о происходящем власти страны и региона.
Как пишет "Коммерсант" со ссылкой на "Левада-центр", увеличилось количество людей, которые одобряют операцию по освобождению заложников. На сегодняшний день 14% считают, что операция была успешной, 25% придерживаются противоположного мнения. Эти цифры разительно отличаются от данных на 2004 год: тогда 61% называл штурм неудачным и всего 4% - успешным.
- В день 10-летия бесланской трагедии предстоятель РПЦ вознес молитвы об упокоении ее жертв
За прошедшее десятилетие увеличилось количество граждан, которые считают, что власти сделали все возможное для спасения заложников: таковых насчитывается две трети, тогда как в 2004 году так считали чуть больше половины респондентов - 54%. Тех, кто считает, что "власти лишь пытались "сохранить лицо" - 17% опрошенных (десять лет назад так думали 34%).
Кроме того, почти на десять процентных пунктов сократилось количество людей, которые полагали, что власть "скрывает правду" о трагедии. В 2004 году таковых было 22%, сейчас - 14% (сократилось и число граждан, считающих, что обществу стала известна лишь часть правды: ныне их 42%, против 56% по опросам 10-летней давности).
Значительно уменьшилось и количество тех, кто винит в гибели заложников правоохранительные органы. В том, что заложники погибли "из-за непрофессиональных действий спецслужб" во время штурма, убеждены на сегодняшний день 8% опрошенных, тогда как в 2004 году так думали 17% респондентов. Еще 4% считают, что гибель заложников - "это провокация спецслужб, которым была нужна трагедия" как доказательство того, что "переговоры с лидерами чеченских сепаратистов невозможны". Десять лет назад такого мнения придерживались 14% опрошенных.
Отметим, что члены появившегося сразу после теракта комитета "Матерей Беслана" ходом расследования не удовлетворены и считают, что следует найти ответственных за то, что по школе, переполненной заложниками, представители спецслужб стреляли из тяжелого вооружения. Отсутствие объективного расследования теракта российскими властями, - один из пунктов обращения этой организации в Страсбургский суд, сообщает телеканал "Мир-24".
"Мы искали правды, - объясняет Сусанна Дудиева, председатель комитета "Матери Беслана". - Мы требовали назвать имена виновных, требовали наказать структуры, которые недоработали, которые виноваты в том, что вооруженные террористы прошли в Беслан".
По ее словам, "накануне теракта все силовики в республике знали, что возможен теракт" и "был приказ из Москвы обезопасить места массового скопления людей, школы, детские сады".
"Эти факты содержатся в материалах уголовного дела против сотрудников Правобережного РОВД Северной Осетии и Малгобегского РОВД Ингушетии, которых в итоге оправдал суд присяжных. Никто не наказан, кроме Кулаева. Ни один министр, генерал, чиновник не лишился своего кресла, не снял погоны, не пошел под суд. Суд взял сторону государства - даже в тех случаях, когда было очевидно, что версия следствия несостоятельна. Ну не могли 33 террориста, с взрывчаткой, оружием, снаряжением, влезть в один ГАЗ-66. Мы проводили эксперимент - это невозможно. Но суд счел это возможным. Зато показания Кулаева о том, что террористы готовы были отпустить по 150 детей за каждого из четырех названных ими для ведения переговоров людей (Аслаханова, Зязикова, Дзасохова, Рошаля), суд счел неубедительными", - рассказала женщина.
Американская правозащитная организация Freedom House также считает необходимым провести независимое расследование обстоятельств трагедии в Беслане. "Мы... обеспокоены отказом РФ провести честное и прозрачное расследование событий, которые привели к гибели 334 человек, 186 из которых дети", - говорится в заявлении главы организации Дэвида Крамера, которое цитирует "Интерфакс".
10 лет спустя: свидетельства очевидцев
По словам очевидцев, первые часы после трагедии практически никто не верил в реальность происходящего. "Мы не понимали, что происходит", - рассказал один из бывших заложников Роман Бзиев "Комсомольской правде".
Бывшая школьница Зарина Цихирова рассказала RT, о чем думала в первые минуты: "Как перед родителями оправдываться, вот нас так долго нет. Где мы были? Сказать, что нас взяли в заложники? Но нам же никто не поверит. Кто в такое может поверить? Какие террористы у нас в Беслане? У нас же мирный город!"
"Когда появились террористы, я не восприняла. Я видела все, я видела этих людей, но поверить в это не могла. Поэтому так застопорилась и думаю: что дальше, как? Неужели это на самом деле, неужели это с нами?" - вспоминает она же уже в интервью радиостанции "Свобода".
"Если бы я сообразила, я имела бы возможность убежать, когда началось это все. Но я была маленькая, я не могла понять", - поведала журналистам Амина Качмазова.
"Терпеть без воды - это самое тяжелое. Пытка. Слышать, как дети мучаются, как просят пить, как плачут - это невыносимо тяжело", - рассказала Светлана Маргиева "Русскому репортеру". Очевидцы вспоминают, что многие заложники были убиты взрывом, который прогремел за окном.
"Я запомнила мгновение перед взрывом: что-то свистяще-шипящее, и потом все поглотила яркая белая вспышка", - рассказала Жанна Цирихова. "Мир побелел, стало горячо, я потеряла сознание", - вспоминает Лариса Сокаева. Ирина Худалова удержала в памяти три взрыва.
Спасавшимся из здания школы помогали не только сотрудники спецслужб, но и журналисты, и соседи. "Репортеры закидывали камеры за спины, чтобы схватить выбегающих окровавленных детей и донести до "скорой". Сами прыгали за руль и развозили раненых по больницам", - рассказал корреспондент "Комсомольской правды".
"Те, кто выжил в пекле теракта, получили ранения, ожоги и травмы. Многие стали инвалидами. Но каждого уцелевшего ребенка здесь считают родившимся в рубашке", - отмечает телеканал "Мир-24". Многие из детей, выживших в трагедии, хотят стать врачами.
Батраз Мисиков говорит, что многие стараются уехать из города, где произошел теракт. "Я не знаю, как люди тогда с ума не сошли. Лет пять-шесть после теракта Беслан был абсолютно мертвым городом. Детей увозили, музыка не играла. И даже сейчас, когда столько времени прошло, ничего не забыто. Люди и сейчас уезжают. Мои ровесники сейчас или в Москве, или в каких-то других городах", - рассказывает Батраз изданию "Коммерсант-Власть".
"Нужна бригада хороших специалистов, которая приехала бы и поработала с людьми, - отметила Сусанна Дудиева, председатель комитета "Матери Беслана". - Нужен семейный психолог, который помог бы нашим мужчинам создать новые семьи, поддержать их детей. Нужна помощь психолога ребятам, которые уже выросли. Они все помнят, они живут с мыслью о том, что с ними случилось что-то ужасное, неправильное, несправедливое. У кого-то жизнь не сложилась с тех пор".
По ее словам, некоторым местным жителям, пережившим теракт, также необходима медицинская помощь: Марина Дучко и Наталья Сатцаева, которые после пережитого оказались в инвалидных колясках, например, надеются на медицинскую реабилитацию, которая поможет им встать на ноги. Диане Муртазовой и Фатиме Дзагоевой необходимо лечение за границей.
Член Комитета "Матери Беслана" Анета Гадиева считает, что для того, чтобы помочь бывшим заложникам, нужен закон о статусе жертв теракта. Об этом она заявила на пресс-конференции Комитета "Матери Беслана" в Дворце культуры в Беслане.
1 сентября - день траура
В Беслане 1 сентября не день знаний, а день траура. Как и в предыдущие годы, множество людей пришли на место трагедии, к зданию школы, где сейчас находятся памятный мемориал. Спортзал, где 10 лет назад томились заложники, не стали менять, лишь окружили металлической конструкцией. Рядом мемориальная плита с именами тех, кто не вышел из школы.
На это невыносимо смотреть. Но об этом нужно помнить... #Беслан 10 лет pic.twitter.com/riDKRVX8AG
— Ольга Ившина (@oivshina) 1 сентября 2014
"Люди собираются у фотографий погибших родных и плачут. Внутри спортзала много медицинских сотрудников. В центре зала стоит большой крест, усыпанный вокруг красными гвоздиками. Спортзал школы утопает в цветах. Родные погибших в теракте, не пожелавшие покидать зал, тоже находятся здесь. Плачут даже мужчины. Люди просто молча приходят, ставят свечи, возлагают цветы и уходят. Несмотря на длинную очередь в спортзал, почтить память погибших приходят и инвалиды, и пожилые люди", - сообщает портал "Кавказский узел".
Кроме цветов в школу приносят воду. О ней мечтали дети тогда в школе #Беслан pic.twitter.com/GHBiw6YJ6n
— Lida Vasilevskaya (@Vasilevskaya_RT) 1 сентября 2014
В школе дежурят волонтеры из числа студентов и жителей Беслана. В их задачу входит следить за порядком во время траурных мероприятий.
1 сентября 2004 года в Беслане боевики захватили больше 1200 заложников. Три дня их держали в начиненном взрывчаткой спортивном зале школы без еды и воды. На третий день после захвата школы федеральные силы приняли решение штурмовать здание. Операция по ликвидации террористов завершилась в ночь на 4 сентября.
За три дня и в ходе штурма погибли более 330 из них, в том числе более 180 детей. Еще несколько человек скончались в последующие годы от полученных во время теракта травм. Ответственность за организацию теракта в Беслане взял на себя бывший лидер чеченских боевиков Шамиль Басаев, который, по данным ФСБ, был ликвидирован 10 июля 2006 года в Ингушетии.
21 сентября 2004 года по инициативе председателя Совета Федерации Сергея Миронова была создана парламентская комиссия по расследованию причин трагедии. В ходе своей работы, которая длилась более двух лет, комиссия пришла к выводу, что теракт стал возможен из-за невыполнения на местах требований по безопасности МВД России.
Обвинения в халатности были предъявлены бывшим начальнику северо-осетинского РОВД Правобережного района Мирославу Айдарову, его заместителям Таймуразу Муртазову и Гураму Дряеву, а также начальнику Малгобекского РОВД (Ингушетия) Мухажиру Евлоеву и его заместителю Ахмеду Котиеву.
29 мая 2007 года суд Пригородного района Северной Осетии амнистировал Айдарова, Муртазова и Дряева, так как они попали под амнистию 2006 года. 5 октября 2007 года Верховный суд Ингушетии вынес оправдательный приговор Евлоеву и Котиеву на основании вердикта присяжных, посчитавших недоказанной вину сотрудников МВД.
Следствие по делу о теракте не завершено до сих пор.
Сейчас Беслан - единственное место в стране, где день знаний отмечается 5 сентября, потому что 1 сентября здесь - день траура. 3 сентября по всей стране отмечается День солидарности в борьбе с терроризмом, установленный законом от 21 июля 2005 года.
В память жертв бесланского теракта установлены памятники в разных городах России и мира. В частности, скульптурная композиция "Древо скорби" и памятник "Погибшим бойцам ЦСН ФСБ" на мемориальном кладбище "Город ангелов" в Беслане, "Детям Беслана" в Санкт-Петербурге, "В память о жертвах трагедии в Беслане" в Москве, "Площадь мальчиков и девочек Беслана" во Флоренции, отмечает ИТАР-ТАСС.
Отметим, что 1 сентября 2014 года в Москве в галерее Марата Гельмана в рамках кампании "Помни Беслан" открывается арт-проект екатеринбургских художников "Беслан". К траурным мероприятиям также подготовлена информационная брошюра "Правда Беслана", в которой представлены свидетельства очевидцев и результаты независимого расследования обстоятельств теракта.