Как сообщает газета "Коммерсант" со ссылкой на уполномоченного РФ при ЕСПЧ, замминистра юстиции Георгия Матюшкина, в ближайшее время президенту Дмитрию Медведеву будет представлен список из шести претендентов на пост судьи ЕСПЧ, в котором кроме Бушева фигурируют также судья Верховного суда по уголовным делам Ольга Ведерникова - профессор кафедры уголовного права Российской правовой академии Минюста и дочь судьи КС в отставке Николая Ведерникова, а также советник Конституционного суда и судья Международного трибунала ООН по Руанде Бахтияр Тузмухамедов. Свои кандидатуры претенденты выдвигали самостоятельно.
В феврале Медведев назовет троих финалистов, а в мае по рекомендации юридического комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) и международной группы экспертов, в которую входит председатель КС Валерий Зорькин, депутаты ПАСЕ выберут нового судью от РФ.
По правилам судья ЕСПЧ избирается на девять лет и не может быть переизбран на новый срок.
Что касается Бушева, то экс-судья по делу ЮКОСа в ЕСПЧ является доцентом кафедры коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского госуниверситета, арбитром нескольких третейских судов, выпускником юридического факультета Ленинградского госуниверситета.
В сентябре 2011 года, когда Страсбургский суд вынес решение по делу ЮКОСа, временный судья от России в ЕСПЧ Андрей Бушев не поддержал его по ряду вопросов. В частности, он не согласился с решением о признании нарушения статьи 1 Протокола номер 1 к Европейской конвенции (защита собственности) касательно сроков давности наступления налоговой ответственности, а также действий по исполнению вынесенных судами решений в отношении ЮКОСа.
ЕСПЧ счел незаконными налоговые претензии за 2000-2001 годы в части, касающейся наложения штрафов и подсчета их размеров, так как, по мнению ЕСПЧ, в 2005 году были изменены сроки давности по статье 122 Налогового кодекса РФ, что привело к взысканию с ЮКОСа удвоенных налоговых штрафов. Все остальные налоговые претензии к компании суд признал законными.
Также судья Бушев не поддержал решение по вопросу о признании нарушения статьи 6 Конвенции (право на справедливое судебное разбирательство), отметив, что практика ЕСПЧ по налоговым спорам со ссылкой на эту статью Конвенции крайне противоречивая.
Кроме того, судья не оставил без внимания и вопрос о признании приемлемой в январе 2009 года жалобы ЮКОСа. По мнению Бушева, ЮКОС не исчерпал доступные внутригосударственные средства правовой защиты, но предпочел сразу обратиться в Страсбургский суд.
Судья также отметил, что ЕСПЧ всегда большое внимание уделяет вопросу о полноте полномочий официальных представителей сторон. Жалобу от имени ЮКОСа в Страсбургский суд подал Пирс Гарднер, не обладавший такими полномочиями, уверен Бушев.