"Собеседник" считает, что существование "черных списков" на ТВ - факт, хотя руководство всех каналов неоднократно отрицало их наличие. Иное дело, что они вовсе не обязательно спускаются из кремлевской администрации, а чаще всего служат результатом личной перестраховки телебоссов, утверждает издание. Во всяком случае, списки персон нон-грата на "Первом", на "России", на НТВ, на "ТВ-Центре" и "Пятом" (Петербургском) канале не совпадают.
Глава фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров утверждает, что в "черном списке" "Первого канала" 12 человек, и сам он там на четвертом месте (вслед за Владимиром Рыжковым, Михаилом Касьяновым и Гарри Каспаровым). По некоторым данным, в "черных списках" канала НТВ - Виктор Шендерович, Евгений Киселев, Владимир Кара-Мурза, то есть лица канала до 2001 года.
Борис Немцов, Ирина Хакамада, Егор Гайдар и прочие демократы первого призыва не запрещены, но лишь при условии, что у них будет сильный, привлекательный для аудитории оппонент. Члены семьи и адвокаты Михаила Ходорковского не рекомендуются к показу и интервьюированию.
Роман Абрамович лично наложил вето на вторую часть фильма о себе и старательно отслеживает прочие упоминания, стараясь светиться по минимуму, - он внес себя в "черные списки" добровольно. "Националисты" Рогозин и Поткин официально не рекомендованы к показу, поскольку любое их высказывание можно интерпретировать как экстремизм.
Впрочем, утверждает "Собеседник", демонизировать власть не следует - по нынешним временам очень надежным инструментом регулирования стала самоцензура на ТВ. Теленачальство готово и перегнуть палку, запретив почти всех оппозиционеров, даже коммунистов: хотя запрета на Зюганова нет, более радикальный Анпилов нежелателен.
В одном из выпусков программы "Народ хочет знать" Киры Прошутинской произошла таинственная история. В кадре возник "призрак" – ноги, принадлежавшие, по видимости, живому человеку до того, как его "стерли" монтажеры…
Эти видимые в кадре ноги принадлежали директору Института проблем глобализации Михаилу Делягину. "Тема той программы касалась государственного вмешательства в экономику, - вспомнил Делягин. - Говорили о том, что с таким государством, как у нас, в ближайшее время нам обеспечен системный кризис. Но лично я ничего крамольного ни во время эфира, ни до него, ни после не говорил… Напрашивается версия об обновлении "стоп-листа" (такие, знаю, есть у всех) перед выборами. Когда программу записывали, показывать меня было можно, но вот наступил час "Х", с сентября началось обострение политической борьбы. И вот тогда я стал нежелателен".
Как объяснила ведущая программы Кира Прошутинская, ее во время монтажа программы "Народ хочет знать" в Москве не было.