По словам одного из авторов проекта Лебедева, до сих пор каждый обвиняемый знал, что ему могут смягчить наказание (сократить срок) за содействие следствию, чистосердечное признание или деятельное раскаяние в преступлениях. Причем зачастую, говорит депутат, все это заканчивалось только "упрощенным ускоренным судом, а не реальным сокращением сроков".
Но главное, как считает Лебедев, в том, что "такие льготы человек получает" лишь за то, что признался в тех преступлениях, которые сам совершил. Особенность же нынешних времен в том, что большинство тяжких и особо тяжких преступлений совершаются организованными группировками, а под следствием оказываются не организаторы, а простые исполнители. Правоохранительной же системе, утверждает Александр Лебедев, "нужно дать инструмент для борьбы с организованной преступностью: заказными убийствами, терроризмом, коррупцией, похищением людей". Одним из таких инструментов и должно стать "досудебное соглашение о сотрудничестве", по которому "простой исполнитель" своими показаниями помогает следствию выйти на главарей оргпреступности, за что получает "очень существенное послабление в наказании за те преступления, которые совершил сам". Лебедев не исключает, что информация о главарях, которую сообщит исполнитель, может оказаться настолько ценной, что "уголовное преследование в отношении исполнителя может быть прекращено или ему вынесут условное наказание". По крайней мере, срок, к которому его могут приговорить, должен быть сокращен как минимум наполовину, считают авторы законопроекта. Иными словами, преступник, который совершил тяжкое или особо тяжкое (до 15 лет тюрьмы и дольше) преступление, фактически превращается в свидетеля, стоит ему сознаться в содеянном, а потом, согласившись на досудебное сотрудничество, дать еще и показания на истинных организаторов преступления. Поэтому авторы законопроекта считают, что тому подозреваемому, который отважится на такое сотрудничество, а также членам его семьи, родственникам должна быть гарантирована такая же безопасность, как "потерпевший и свидетель".
Между тем зампред думского комитета по безопасности Виктор Илюхин (фракция КПРФ) считает, что инициатива депутатов-единороссов "откроет возможности к огромным злоупотреблениям". Речь фактически идет о "сделке с правосудием", а этот институт на "нашей российской почве приведет к тому, что на этого раскаявшегося исполнителя будут навешивать массу нераскрытых преступлений, которых он не совершал, и потом списывать их". И "самое страшное", как считает коммунист, страна вернется к тому, что "признание своей вины станет царицей доказательств: не надо проводить следствие, искать истину".
Проект надо отложить, считает независимый депутат Виктор Похмелкин, хотя бы до тех пор, пока в стране не "заработает по-настоящему программа защиты свидетелей". Не надо, на его взгляд, спешить с гарантиями защиты раскаявшимся преступникам, пока она в полной мере не гарантирована законопослушным гражданам. Если же Госдума примет этот закон, то для Похмелкина станет очевидным "истинный мотив его авторов: вывести из-под ответственности агентов, которых силовые структуры внедрили в криминальную среду".
Вместе с тем, по утверждению Лебедева, законопроект "одобрен в президентской администрации". Как пишет издание, не возражают и правительство с Верховным судом, судя по их официальным отзывам, уже направленным в Госдуму.