Законопроект "Об обеспечении условий реализации права граждан РФ на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" был принят в первом чтении еще в декабре 2005 года. Он изначально разрабатывался мэрией города для "адаптации" столичного законодательства к федеральному закону "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Законопроект обязывал организаторов массовых акций, число участников которых превышает 5 тыс. человек или в случае, если акция проводится одновременно в нескольких районах Москвы, согласовывать их проведение непосредственно с мэрией города, а не с префектурами. Кроме того, документ обязывал организаторов митингов предоставлять в мэрию почасовой план проведения акции и копию свидетельства о регистрации организатора мероприятия как юридического лица.
В среду мэрия внесла в документ новые ограничения, позволяющие представителям исполнительной власти города регулировать численность общественных собраний. Так, количество участников пикетов и митингов не должно превышать норматив в два человека на квадратный метр, а собрания в залах и кабинетах должны проходить строго с учетом числа "посадочных мест".
Кроме того, были предложены и ограничения на проведение массовых акций вблизи любых памятников истории и культуры: они, согласно поправкам, должны регламентироваться специальным постановлением мэра города. Наконец, еще одна поправка предполагает, что уведомление в мэрию должны подавать "организаторы собраний", однако о каких видах собраний идет речь, в документе не поясняется.
Предложенные мэрией ограничения при проведении публичных мероприятий вызвали бурную реакцию депутатов. "И что же, теперь власти будут запрещать митинговать у Музея Ленина и у памятника героям Плевны?" - возмутился зампред партии "Яблоко", депутат Мосгордумы Сергей Митрохин.
Самые жаркие споры вызвала норма, по которой мэрию должны уведомлять организаторы "собраний", причем в том же порядке, что и устроители митингов, пикетов и шествий. Депутаты не поняли, о каких собраниях идет речь. Митрохин заявил, что "теперь для родительских собраний и даже для того, чтобы трем гражданам в Москве собраться, надо подавать уведомление", а депутат от КПРФ Владимир Лакеев возмутился, что "для проведения публичных слушаний в Мосгордуме теперь придется обращаться в префектуру".
Депутат от "Яблока" Евгений Бунимович заявил, что инициативу Юрия Лужкова неплохо бы включить "в закон о похоронах" как "главу о похоронах демократии". А депутат от КПРФ Николай Губенко добавил, что принятие законопроекта "создаст подполье, склонное к вооружению, после чего начнется скрытая, а потом и открытая гражданская война".
В результате полпред Юрия Лужкова в Мосгордуме, вице-мэр Анатолий Петров отозвал законопроект на заключение мэра. Причем это произошло уже после того, как депутаты приняли пакет мэрских поправок и готовились к принятию документа во втором чтении в целом. Процедура отзыва возможна по регламенту столичного парламента, причем Юрий Лужков может, как возвращать законопроект после вынесения своего заключения во второе чтение, так и передавать в третье. И в том и в другом случае мэр может внести в текст документа любые новые поправки.