Перелет Ту-154 с подмосковного аэродрома Чкаловский в Сочи прошел штатно, пишет "Коммерсант" со ссылкой на данные участников расследования трагедии. В 03:43 воскресенья, 25 декабря, самолет совершил в аэропорту Адлер техническую посадку - без погрузки-разгрузки и высадки пассажиров, только для заправки топливом.
Но при вылете из Сочи сразу же возникли проблемы. Командир Ту-154 Роман Волков "стал испытывать затруднения в определении своего местоположения" еще на земле, не понимая, с какой из двух полос аэродрома ему предстоит взлетать и каким путем лучше выруливать к началу этой полосы, установили эксперты. С помощью автомобиля сопровождения самолет все же добрался до точки старта и в 05:24 поднялся в воздух с курсом 238°.
Уже на седьмой секунде полета Волков начал эмоционально, с применением ненормативной лексики, выяснять у экипажа, каким именно курсом они взлетели, указывают участники расследования. При этом майор, по мнению экспертов, упустил контроль за параметрами взлета и отвлек от работы коллег.
Оторвавшись от земли и задав воздушному судну правильный тангаж 15°, майор совершил первое нелогичное действие: отклонил штурвал от себя, замедлив тем самым набор высоты. На 53-й секунде полета на высоте 157 метров Волков приказал убрать закрылки, хотя по регламенту их уборка предполагалась на высоте 500 метров.
В это время майор продолжал отклонять штурвал от себя, из-за чего самолет на отметке 231 метр перешел на снижение. "Ух, е-мое!" - отреагировал на происходящее штурман. Самолет стал по 6-8 м/с терять высоту, сработала сирена, предупреждающая экипаж об опасном сближении с поверхностью, в кабине замигало соответствующее красное табло, однако никто из летчиков не обратил на это внимания. Штурман в этот момент задал риторический вопрос с использованием нецензурного слова, но не получил ответа.
К этому времени действия командира стали "самоубийственными", отмечает "Коммерсант". Волков резко перевел самолет, шедший в разворот с небольшим правым креном примерно 10°, в крутой левый крен 53°, после чего снижение пошло втрое быстрее.
По данным самописца, на 70-й секунде полета Ту-154 находился в 90 метрах от поверхности воды и каждую секунду опускался еще на 20 метров ниже, продолжая идти с большим левым креном. Исправить такую ситуацию не смог бы даже опытный летчик-испытатель, сочли эксперты.
На высоте 67 метров сработала сигнализация "Левый крен велик". В 34 метрах от поверхности воды командир Волков, видимо пытаясь исправить свою ошибку, повернул штурвал до упора вправо. Несмотря на это, на 73-й секунде полета машина, задев левым крылом поверхность моря, развалилась на части и затонула. В момент столкновения левый крен был около 50°, а приборная скорость - 540 км/ч.
Утомление пилота и ответственность командиров
По мнению экспертов, авиакатастрофе способствовали "эмоционально-физиологическое утомление" командира Волкова, а также отсутствие у него "устойчивых навыков" пилотирования в сложных ситуациях.
Также в комиссии считают, что ответственность за трагедию должны разделить с погибшими пилотами их командиры. Они, по мнению экспертов, нарушили около двух десятков пунктов ведомственных инструкций, предписывающих руководителям военной авиации следить за подготовкой пилотов к полетам, а кроме того, отправили в ответственный рейс "неслетанный" экипаж, собранный в последний момент из разных эскадрилий.
Еще в марте "Коммерсант" сообщал, что причиной крушения Ту-154 могла быть потеря пилотом ориентировки в пространстве, из-за чего он доверился своим инстинктам, проигнорировал показания приборов и направил самолет в пике с креном в 55 градусов. Вестибулярный аппарат "подсказал" пилоту, что машина слишком интенсивно набирает высоту, и летчик начал опускать нос самолета. Также, по всей видимости, у командира было иллюзорное ощущение ухода самолета вправо, что он решил компенсировать поворотом штурвала влево.
Накануне в Минобороны РФ сообщили, что расследование крушения Ту-154 под Сочи завершено. Комиссия экспертов пришла к выводу, что причиной катастрофы была ошибка пилота. Нарушений относительно загрузки самолета, правил его дозаправки и воздействия внешних факторов выявлено не было.
За время расследования трагедии в прессе появлялись различные версии катастрофы. В конце апреля опытный военный летчик, имеющий около четырех тысяч налета командиром экипажа Ту-154, сообщил "Новой газете", что воздушное судно Минобороны РФ могло оказаться под управлением нештатного экипажа. Эксперт предположил, что в кресле второго пилота находился "посторонний" - человек, не обученный и не допущенный к полетам на данном типе самолета, не внесенный в полетное задание офицер, старший по званию и должности.
Еще в середине января источник "Коммерсанта", близкий к следствию, сообщил, что версия о теракте на борту самолета исключена.
Самолет Ту-154 Минобороны РФ потерпел катастрофу 25 декабря, через две минуты после взлета из аэропорта Адлер. На его борту находились 92 человека, в том числе Елизавета Глинка (Доктор Лиза), директор департамента культуры Минобороны Антон Губанков, журналисты, а также 64 участника ансамбля имени Александрова, направлявшиеся на авиабазу Хмеймим в Сирии, чтобы поздравить с Новым годом авиагруппу ВКС России. Все они погибли.