"Текст кассационной жалобы на приговор Северо-Кавказского окружного военного суда по "делу Ульмана" готов и будет направлен в Военную коллегию Верховного суда РФ завтра", - сообщила в среду адвокат потерпевших Людмила Тихомирова.
По ее словам, в кассационной жалобе, в частности, указывается, что ошибки были допущены судом уже на стадии формирования коллегии присяжных заседателей.
"Потерпевшие настаивали на том, чтобы в число присяжных вошли представители народов Северного Кавказа, в частности, из Кабардино-Балкарии, Ингушетии и Северной Осетии. Однако суд отобрал лишь русских", - заявила Тихомирова.
Кроме того, сказала она, после оглашения списка присяжных, но до принятия ими присяги потерпевшие и их адвокаты ходатайствовали об отводе всего утвержденного судом состава присяжных, однако отвод был отклонен председательствующим на суде.
В кассационной жалобе также указывается, что некоторые заседания суда проводились без участия потерпевших, которые не могли прибыть в Ростов-на-Дону по болезни.
Кроме того, по мнению адвоката, при рассмотрении дела председательствующим на суде были отклонены некоторые важные вопросы свидетелям со стороны обвинения, что также повлияло на вынесение присяжными оправдательного вердикта.
В апреле 2004 года "группа Ульмана" уже была оправдана присяжными, однако Военная коллегия Верховного суда РФ тогда отменила приговор и вернула дело в Северо-Кавказский окружной военный суд.
Напомним, 25 мая в Северокавказском окружном военном суде был оглашен оправдательный приговор четверым спецназовцам, которые обвинялись в убийстве 11 января 2002 года в Чечне шестерых мирных жителей, ехавших в УАЗе и не остановившихся по требованию военных. В приговоре, в частности, говорилось: "Учитывая установленные присяжными заседателями обстоятельства, признать невиновными и оправдать за отсутствием состава преступления".
Оправдательный вердикт был вынесен единогласно по всем пунктам предъявленного обвинения всем четверым подсудимым. Ранее никто из них не признал своей вины в случившемся.
Присяжные, в частности, сочли доказанным факт, что Эдуард Ульман и его подчиненные прапорщик Владимир Воеводин и капитан Александр Калаганский действовали в соответствии со своими служебными обязанностями, согласно сложившейся обстановке. Присяжные сочли также недоказанным факт того, что приказ о расстреле пятерых оставшихся в живых чеченцах исходил от майора Алексея Перелевского.
Государственный обвинитель по данному делу Николай Титов попросил суд принять решение в соответствии с Уголовным кодексом (вердикт присяжных обязателен для суда). Адвокаты обвиняемых также попросили вынести оправдательный приговор их подзащитным. Гражданские иски о возмещении материального ущерба пострадавшей стороне в ходе прений было решено оставить без рассмотрения.
По версии обвинения, в январе 2001 года группа Эдуарда Ульмана направилась в район населенного пункта Дай Шатойского района с целью захватить полевого командира Хаттаба. Увидев на дороге автомобиль УАЗ, водитель которого не выполнил приказ остановиться, Ульман отдал приказ открыть огонь на поражение автомашины.
Сторона обвинения ставила в вину группе Ульмана, в частности, то, что огонь был открыт не по колесам автомобиля, а непосредственно на поражение находившихся в нем людей.
В результате обстрела был убит один из пассажиров автомобиля - директор школы Саид Аласханов. Еще пять пассажиров машины были выведены из автомобиля и укрыты в безопасном месте.
Затем, согласно обвинительному заключению, Ульман связался со старшим оперативной группы майором Алексеем Перелевским. На вопрос, что делать с чеченцами, майор ответил, что их надо уничтожить. После этого лейтенант Александр Калаганский и прапорщик Владимир Воеводин открыли по задержанным огонь.
Под УАЗ с телами погибших было заложено взрывное устройство, чтобы сымитировать взрыв автомобиля, однако взрыв не нанес автомобилю значительных повреждений, и спецназовцам пришлось поджечь УАЗ.