Ходорковский написал еще одно открытое письмо - гендиректору ВГТРК Добродееву
svobodanews.ru/Фото Юрия Тимофеева
Михаил Ходорковский, в конце 2010 года осужденный на 14 лет тюрьмы по второму делу ЮКОСа, написал еще одно открытое письмо, адресованное на этот раз генеральному директору ВГТРК Олегу Добродееву. Накануне британская газета The Times обнародовала выдержки из послания Ходорковского президенту РФ Дмитрию Медведеву. Целиком открытое письмо главе государства на русском языке будет опубликовано во вторник на сайте Пресс-центра Ходорковского и Лебедева.

В письме к Добродееву, опубликованном Пресс-центром, Ходорковский поблагодарил гендиректора ВГТРК за "внимание и точное отражение позиции стороны обвинения и Хамовнического суда". Поводом для обращения к Добродееву стал репортаж о деле ЮКОСа, показанный в программе "Вести недели" 16 января.

- Прокуроры грозят Ходорковскому и Лебедеву третьим делом
- Медведев пожаловался на давление по поводу дела ЮКОСа
- Немец, снявший фильм "Ходорковский": в России меня не так поняли

Как пояснил Ходорковский, он написал письмо гендиректору ВГТРК с подробным изложением собственной позиции и указанием на нелогичность обвинений в связи с тем, что Добродеев руководит госкомпанией, "а государственные чиновники обвинение "не читали, но подсудимых осуждают". Как считает экс-глава ЮКОСа, возможно, письмо поможет им понять, "чем возмущены думающие люди в России и за ее пределами".

В своем послании Ходорковский напоминает Добродееву, что к 2003 году ЮКОС был вторым после "Газпрома" налогоплательщиком в стране. Как отмечает экс-глава компании, если ЮКОС можно считать собственником нефти и выгодоприобретателем от ее продажи, что было подтверждено Басманным судом Москвы, который выносил решение по первому делу ЮКОСа, то обвинение в похищении нефти владельцами ЮКОСа у добывающих предприятий компании, выдвинутое на втором процессе, выглядит абсурдным.

Как подчеркивает Ходорковский, без отмены ранее вынесенных судебных решений, признавших ЮКОС собственником нефти и выгодоприобретателем от ее дальнейшей реализации, говорить, что ту же нефть похитили руководители ЮКОСа – "шизофрения" и нарушение статьи 90 Уголовно-процессуального кодекса РФ, запрещающей судам устанавливать решение, противоречащее выводам других судебных инстанций.

Как резюмирует Ходорковский, таким образом, ключевым вопросом стало: если нефть изъял он, и безвозмездно, - "преступление "присвоение"; "если нефть купил ЮКОС по трансфертной цене, и он же получил выгоду от дальнейшей реализации, - преступления нет". Как известно, Хамовнический суд решил, что нефть изъяли лично Ходорковский и бывший руководитель МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев. Как настаивает в письме Ходорковский, такой вывод является заведомо ложным, как и весь приговор.

Как с едкой иронией пишет Ходорковский, он "полностью разоблачен: действительно, увеличивал объемы производства компании, занимался капвложениями, платил дивиденды, чтобы получать все большую прибыль". "Признаюсь в преступном умысле на развитие ЮКОСа", - заключает Михаил Ходорковский.

Напомним, накануне было обнародовано еще одно письмо Ходорковского президенту Медведеву, которое западные СМИ назвали публичным ударом по главе государства. В письме бывший руководитель ЮКОСа предлагает Медведеву восстановить законность и положить конец коррупции. В противном случае, предупреждает Ходорковский, Россия рухнет.

"Речь идет не о вмешательстве в судебную систему и не о том, как спасти меня. Происходящий на наших глазах полный распад судебной системы грозит непоправимыми последствиями всем и каждому, всей стране", - пишет экс-глава ЮКОСа. В письме бывший совладелец компании ЮКОС также призвал президента преодолеть влияние силовиков, чтобы остановить все увеличивающийся разрыв между простыми гражданами и властью.

В редакционной статье в The Times обозреватель Тони Хэлпин пишет, что "не надо считать Михаила Ходорковского российским Нельсоном Манделой, чтобы согласиться, что своими аргументами он бросает вызов Дмитрию Медведеву, призывая его выполнить два своих ключевых обещания: установить верховенство закона и модернизировать российскую экономику", сообщает InoPressa. Как считает журналист, второй процесс Ходорковского стал мерилом несостоятельности Медведева как лидера, потому что показал, что правосудие по-прежнему подчиняется политической необходимости.

Как отмечает Хэлпин, многие представители российской элиты считают возвращение Владимира Путина в Кремль в 2012 году прелюдией к стагнации в лучшем случае и к ужесточению репрессий на фоне роста социального недовольства - в худшем. По мнению обозревателя, дело Ходорковского стало лакмусовой бумажкой, которая покажет, удастся ли вовремя найти другой выход.