Отсутствие лекарств для ВИЧ-инфицированных и перебои в их поставках наблюдались в 2017 году в 52 регионах России
Global Look Press
Отсутствие лекарств для терапии ВИЧ-инфицированных пациентов, а также перебои и недостатки с поставками наблюдались в 2017 году в 52 регионах России.

"Первые сообщения о перебоях в терапии начали поступать еще в декабре 2016 года. С 1 января по 27 ноября на сайт поступило более 700 сообщений из 52 регионов России", - рассказала консультант сайта общественного движения "Пациентский контроль" Юлия Верещагина, отметив, что особенно остро проблемы ощущались в Алтайском крае, Волгоградской и Новосибирской областях, а также в Свердловской области и Москве.

"С января по апрель катастрофически не хватало препаратов в Алтайском крае, Волгоградской и Новосибирской областях. При этом в апреле власти утверждали, что ситуация нормализуется к маю, но было понятно, что они не успеют, потому что в апреле еще даже не все контракты были заключены. В итоге мы видим, что с мая по август к рекордсменам по числу сообщений о перебоях присоединились Свердловская область и Москва", - сказала она.

А в реальности количество пациентов, которые столкнулись с проблемой в лечении, намного больше, но многие боятся жаловаться, опасаясь разглашения диагноза. "Те, кому лечение еще не было назначено, вынуждены длительное время ждать ответа от чиновников на свои жалобы, запросы. И лично я сталкивалась не раз в этом году с ситуацией, когда пациенты умирали от СПИДа, не дождавшись лечения", - рассказала Верещагина.

Кроме того, в связи с перебоями в поставках лекарств врачи теряют доверие своих пациентов, так как ранее им приходилось уговаривать их не прерывать терапию, а сейчас они вынуждены говорить, что перерыв никак не отразится на здоровье.

За последние 20 лет в России наблюдается "волнообразное" финансирование терапии пациентов с ВИЧ и отсутствие четкого регулирования в этой сфере, заявила координатор движения "Пациентский контроль" Светлана Просвирина. "В конце прошлого года заявки регионов, мягко говоря, были урезаны, из-за чего остались многие регионы вообще без лекарств", - сказала она, оценив государственное финансирование на лечение ВИЧ-инфекции как "лихорадочное и волнообразное".

А между тем, по ее словам, жизненно необходим четкий порядок и план на три-пять ближайших лет по выделению средств на лечение пациентов.

Она также высказала опасения в безопасности создаваемого в настоящее время Федерального регистра больных ВИЧ, который должен начать работу с 1 января 2018 года во всех российских регионах. В этот регистр будут занесены все ВИЧ-инфицированные пациенты, которых официально насчитывается 824 тысячи. Сейчас же охват терапией в среднем по стране составляет не более 40%. По мнению Просвириной, пациенты опасаются, что вся информация о них может быть раскрыта. Поэтому необходима разъяснительная работа - "иначе мы можем потерять именно по этой причине часть людей".

Также пока отсутствует механизм передачи финансирования на лечение, которое уйдет за клиентом в следующие регионы. "Сейчас мы имеем, как мы это называем, "крепостное право", когда пациент закреплен по месту пребывания или регистрации", - сказала она. По ее данным, во многих регионах в теории есть возможность получить лечение по временной прописке, но человек в этом случае может столкнуться с отсутствием необходимых ему по схеме лечения препаратов, так как они не были заказаны заранее.

Еще одна проблема - отсутствие четкой системы регулирования, когда несколькими актами и рекомендациями от различных ведомств врачи пользуются по своему усмотрению. Например, врач может отправить пациента на флюорографию раз в три месяца, но ограничиться направлением на анализ один раз в год при нестабильной иммунной динамике. "Мы бы хотели видеть законодательно закрепленный один для всех документ, обязательный к исполнению", - отметила Просвирина.

Самая дешевая схема лечения ВИЧ-инфицированного стоит 12 тысяч рублей в год, а самая дорогая - 400 тысяч

По словам специалиста по мониторингу Коалиции по готовности к лечению (ITPCru) Натальи Егоровой, в России удалось существенно снизить стоимость лечения и увеличить его охват. Так, самая дешевая схема лечения на одного человека в год стоит около 12 тысяч рублей, стоимость самой дорогой схемы из наиболее применяемых в России - около 90 тысяч рублей.

В то же время самые дорогостоящие схемы обойдутся в сумму до 400 тысяч рублей.

"Самый современный препарат - комбинированный, "три в одном" так называемый, стоит около 320 тысяч в год на пациента. Это относительно современный препарат, которого закуплено через госзакупки всего лишь 1283 годовых курса", - сказала Егорова.

Более половины всего бюджета на антиретровирусную терапию тратится на пять дорогостоящих препаратов, сообщает "Интерфакс".

"Изначально на те деньги, которые были выделены в бюджете, было закуплено всего 228 тысяч курсов, то есть столько же, сколько и в прошлом году. То есть если бы не было выделено дополнительно четырех миллиардов, вообще никакого прироста в лечении не было бы. Эти деньги нас спасли", - подчеркнула она.

Но Егорова предупредила, что нельзя в закупках руководствоваться только годовым планом, а необходимо рассчитывать и применять фармако-экономические принципы, планировать хотя бы на пятилетнюю схему - кто и как будет проходить лечение.

"Недостаточно накормить сегодня пациента таблеткой и не отслеживать дальше. Он должен быть полноценным членом общества с высоким качеством жизни, не достаточно кормить его чем угодно", - добавила Егорова.

Минздрав централизовал закупки антиретровирусных препаратов

Минздрав РФ сообщил, что в данный момент уже централизовал все закупки антиретровирусных препаратов и такой ситуации с отсутствием лекарств, которая сложилась на начало этого года, уже не будет. Главной причиной перебоев было позднее объявление аукционов на их закупку и отсутствие денег в региональных бюджетах. Теперь же регионы не закупают препараты антиретровирусной терапии.

"С 1 января мы создаем единый федеральный регистр всех ВИЧ-инфицированных, мы для каждого ВИЧ-инфицированного с учетом его иммунного статуса, вирусной нагрузки, длительности и стадии заболевания прописываем индивидуально схемы, которые ему полагаются", - сообщила глава Минздрава Вероника Скворцова.

Далее высчитывается необходимое количество препаратов, которые полагаются пациенту, и они централизовано закупаются и доводятся до него. "Поэтому не имеет значения. Человек может быть в длительной командировке, он может переехать к близким в другой регион, это никак не скажется на его лечении и наблюдении. Мы просто должны о факте знать и все ресурсы переводим на него", - сказала глава ведомства.