Как отмечает издание, за полгода, пока действовала амнистия капиталов, существенного роста деклараций, поданных налогоплательщиками, не наблюдалось. Эксперты видят причины в следующем. Во-первых, полгода - это слишком маленький срок, учитывая неясности закона. Во-вторых, бизнес не слишком доверяет властям и опасается дефектов закона. И в-третьих, информационная кампания по амнистии капиталов была очень слабой.
Закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках" был подписан Путиным в июне 2015 года и вступил в силу с 1 июля. Одним из важнейших положений документа является полный перечень статей Уголовного кодекса, по которым декларантам гарантировано однократное освобождение от ответственности. Среди них - уклонение от уплаты таможенных платежей, уклонение от уплаты налогов и сборов физлиц, сокрытие имущества организации или индивидуального предпринимателя, незаконное создание юрлица и так далее.
Декларант освобождается от ответственности в случае, если предусмотренные указанными статьями деяния были совершены до 1 января 2015 года. Освобождение от ответственности допускается исключительно в пределах указанного в декларации имущества. При этом с декларанта снимается обязанность возместить в федеральный бюджет причиненный ущерб. Однако закон предусматривает, что амнистия капиталов не будет распространяться на лиц, осужденных к моменту проведения амнистии, и лиц, в отношении которых к моменту проведения амнистии было возбуждено дело.
Впрочем, по состоянию на октябрь в налоговые органы поступило всего 150-170 заявлений о проведении амнистии, при этом крупный бизнес инициатива практически не заинтересовала, рассказывал глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. Отток капитала из страны по серым и черным схемам - хроническая болезнь постсоветской России. По оценке Минэкономразвития, чистый отток капитала из России только в 2015 году может быть в пределах 60-80 млрд долларов.
Разговоры о возможном продлении срока действия закона ходили еще в октябре. Тогда замминистра финансов Сергей Шаталов подчеркивал, что правительство рассматривает вопрос о том, каким образом можно скорректировать правила раскрытия информации и декларирования активов, чтобы процесс не заглох.
Шаталов, впрочем, добавил, что пока рано говорить о том, какие решения будут приняты. "Обсуждаются в том числе вопросы о том, чтобы несколько расширить сроки, в течение которых проводится амнистия, и внести определенные коррективы в правила раскрытия информации, чтобы менее рискованным сделать процесс", - сказал Шаталов.