"Никто к нему не пойдет. Он же не звезда какая-то, чтобы к нему отдельно людей посылать. У нас есть справка ГУ ФСИН, вчера посетило его управление, он сидит в четырехместной камере вчетвером. У него нет никаких проблем, все хорошо. То, что дают адвокаты, информацию - ну это ложная информация адвоката", - сказал "МБХ медиа" председатель комиссии Игорь Омельченко.
66-летнего Юрия Жданова задержали в Ростове-на-Дону 26 марта. По версии следствия, работая в администрации поселка Искателей в Ненецком автономном округе, Жданов превысил должностные полномочия, когда в составе жилищной комиссии рекомендовал главе поселка выделить квартиру местной жительнице по договору социального найма.
Позже оказалось, что семья женщины уже получила жилищную субсидию. Договор расторгли, а квартиру администрация вернула по суду. Иван Жданов отмечал, что год назад проверка по этому случаю не выявила нарушений, а глава поселка, распоряжением которого жительнице выделили квартиру, не стал фигурантом уголовного дела.
По словам директора ФБК*, его отец не знал, что женщина уже получила жилищную субсидию. Адвокат Владимир Воронин отметил, что комиссия, в которую входил Жданов-старший, является совещательным органом и не может принимать никаких решений, а только давать рекомендации. Иван Жданов уверен, что власть таким образом давит на него самого.
После ареста отец оппозиционера пожаловался на условия содержания в СИЗО: по словам сына, в камере Жданова-старшего, рассчитанной на четырех человек, находится пятеро, из-за этого они вынуждены спать посменно. Также, по словам Ивана, его отцу не передали необходимые базовые вещи, что нарушает статью 3 Европейской конвенции о защите прав человека. Защита считает, что в отношении Юрия Жданова была избрана слишком строгая мера пресечения, поскольку "он дает показания, все практически расследовано и состава нет".
Председатель ростовской ОНК после этого сообщил, что члены комиссии планируют посетить Юрия Жданова в СИЗО, но "суетиться" не будут. Он также усомнился, что в четырехместной камере содержатся пять человек: "Быть такого не может".
Общественное внимание к деятельности региональных ОНК повысилось в последние дни в связи с заявлениями ОНК Владимирской области после посещения в колонии Алексея Навального, состояние здоровья которого ухудшилось. В комиссии утверждают, что политик не имел никаких пожеланий, кроме просьбы посодействовать в получении уколов обезболивающего препарата.
Сам Навальный назвал членов ОНК "сборищем лжецов и жуликов": через адвоката он передал, что 40 минут подробно рассказывал общественникам о своих претензиях. Замглавы ОНК Владимир Григорян назвал Навального симулянтом, а его коллега Юрий Белокрылин, говоря о жалобах оппозиционера, заявил, что "не доверяет этой писанине" и самому Навальному, к которому относится "очень негативно". "Медуза" изучила состав владимирской комиссии и выяснила, что не менее пяти ее членов связаны с правоохранительной системой.
А в Москве из состава ОНК может быть исключена правозащитница Марина Литвинович, которая чаще других членов комиссии посещает арестантов и рассказывает об их проблемах. Изначально Литвинович вменили якобы разглашение данных следствия по делу юристки ФБК* Любови Соболь, которая обвиняется в проникновении в квартиру тещи одного из предполагаемых отравителей Навального. Однако в сообщении Общественной палаты, которая должна рассмотреть вопрос о членстве Литвинович в ОНК, говорится уже о "неоднократном нарушении кодекса этики".
* - некоммерческая организация, внесенная Минюстом РФ в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента