Накануне президент России Дмитрий Медведев заявил, что взрывы в Кизляре и московском метро 29 марта являются звеньями одной цепи, а премьер Владимир Путин сказал, что теракты могли быть совершены одной бандой. Эти заявления российских руководителей, скорее всего, сделаны на основании предварительных выводов следствия, которые им уже доложили, утверждает газета.
Предполагается, что одной из смертниц могла стать 20-летняя Марха Устарханова - вдова лидера гудермесских боевиков Саид-Эмина Хизриева, уничтоженного в октябре прошлого года, когда тот готовил покушение на президента Чечни Рамзана Кадырова. В МВД республики девушка числится как пропавшая без вести.
Родители Мархи рассказывают, что с боевиками она связалась в интернете, а летом прошлого года ушла к ним из дома родителей. Позже она сообщила родным, что вышла замуж за амира Хизриева. Родственники брак признавать отказались и обратились в милицию с просьбой разыскать девушку. Поиски результатов не дали, однако в МВД поступила информация о том, что Марха собиралась стать шахидкой после смерти мужа, чтобы отомстить за него.
- Новый СПИСОК погибших: опознаны 38 человек
- В подрыве сознался Умаров
- Смертники и раньше ездили в Москву через Кизляр
- Милиция обратилась за помощью к националистам
- Шахидки не могли провезти взрывчатку на автобусах, уверяют водители
Ранее ее проверяли на причастность к терактам, совершенным смертницами на Северном Кавказе, однако ни в одном из случаев не было доказано, что она имела к ним какое-либо отношение. Сейчас ведется проверка на ее причастность к терактам в Москве.
Следствие предполагает, что обе шахидки попали в столицу именно через Кизляр, где накануне произошел двойной теракт, так как этот город часто используется террористами как перевалочный пункт между Чечней и Москвой. Он расположен близко от чеченской границы, а кроме того, при посадке на промежуточной станции рейса Махачкала-Москва документов никто не спрашивает. Дагестанские оперативники, как отметил один из участников расследования, часто не знают в лицо тех, кто находится в розыске в Чечне.
По данным российских спецслужб, всего веденским джамаатом было подготовлено 30 мужчин и женщин, которые могут выполнить роль смертников. Отметим, что большинство из них были найдены ваххабитами через интернет. Как рассказал один из оперативников, молодые люди и девушки читали в сети проповеди ваххабитов, начинали с ними переписываться и в итоге встречались с ними лично.
Таким способом попал к боевикам и Саид Бурятский. Ходят слухи, что он уехал из Москвы в Чечню после того, как боевики в переписке назвали его "кухонным моджахедом".
Смертники и раньше ездили в Москву через Кизляр
Из Кизляра в Москву можно добраться двумя способами: на поезде и на рейсовом автобусе. Ранее террористы пытались добраться до столицы по железной дороге, и их попытки были пресечены.
Так, в сентябре прошлого года в МВД Чечни поступила информация, согласно которой в Веденском районе Чечни готовится группа шахидов для терактов в Москве. Подготовкой смертников, по данным МВД, занимались районный амир Обу-Супьян Джабраилов (чеченец получил паспорт в Казахстане, где его имя исказили, позывной Пилек), уроженец Улан-Удэ Александр Тихомиров (Саид Бурятский) и веденский полевой командир Хусейн Гакаев (Дунга).
В начале сентябре был ликвидирован один из смертников, входивших в эту группу, - Бекхан Оспанов. Взрывчатку к месту проведения акций террористы везли не только в традиционном поясе, но и в "кроссовках шахида". Найти и устранить террориста удалось буквально за несколько часов до его посадки в поезд на Москву – в его кармане нашли билет.
Его двоюродного брата Ислама Батаева милиция нашла уже в Москве. При нем был "пояс шахида", заряженный пластитом и стальными шариками. Предполагается, что террористы собирались устроить двойной подрыв: один должен был подорваться в День города, а второй позже, когда все силы будут брошены на расследование первого теракта.
Нынешние террористки-смертницы поехали через Кизляр теперь уже на автобусе, а не по железной дороге, где контроль значительно строже.
Милиция обратилась за помощью к националистам
Сейчас сотрудники правоохранительных органов даже обратились к ДПНИ и "Славянскому союзу" за помощью в связи с терактами в московском метро. Именно эти радикальные организации отслеживают места, где собираются выходцы с Кавказа, а эта информация может сейчас пригодиться следствию, пишет GZT.ru.
Шахидки не могли провезти взрывчатку на автобусах, уверяют водители
Водители, работающие на рейсах Москва-регионы, уверяют, что провезти взрывчатку на их автобусах шахидки не могли. По их словам, автобус пять-шесть раз проверяют в дороге на всех постах ГИБДД, а потом на въезде в "Лужники" весь багаж обследуют милиционеры с собаками, сообщает GZT.ru.
Кроме того, многие водители работают на своих рейсах по много лет. Они рассказывают, что на таких автобусах ездят, как правило, только челноки из разных регионов страны. Рано утром они приезжают в "Лужники", закупают там вещи, а вечером едут обратно. По свидетельствам водителей, на этих рейсах ездит не так много людей - часто из 40-45 мест в автобусе заняты бывают только пять.
Также водители подчеркивают, что, работая постоянно на своих направлениях, они уже знают в лицо тех людей, которые пользуются тем или иным рейсом. Они настаивают на том, что власти просто воспользовались удобным случаем, чтобы ликвидировать стоянку.
Сейчас на стоянку постоянно приезжает машина из УВД ЦАО. Милиционеры опрашивают водителей, показывают фотографии смертниц и снимают отпечатки пальцев.
Между тем в Департаменте транспорта и связи Москвы заявили накануне, что ранее неоднократно требовали устранить нелегальные стоянки, так как прибывающих туда пассажиров невозможно проверить, сообщает РИА "Новости". Источник в Департаменте утверждает, что, в отличие от легальных автовокзалов, на таких, как в "Лужниках", куда, предположительно, прибыли террористки-смертницы, документы не проверяются.
Между тем в противовес словам водителей о проверках рейсовых автобусов сотрудниками ГИБДД корреспонденты РИА "Новости" сообщают, что такие автобусы до сих пор не проверялись регулярно на провоз запрещенных предметов и документы у них ни на одном этапе поездки не требовали.
"При этом автобусы останавливаются на стационарных постах - на границах между регионами, на въезде в крупные города. Водители всегда идут с кипой документов на пост, заходят вовнутрь, потом выходят, и мы едем дальше. Бывает, сотрудники милиции заглядывают в багажное отделение, но я не помню, чтобы хоть раз проверили багаж внутри салона", - рассказал один из корреспондентов агентства, много раз ездивший из Москвы и в Махачкалу, и Нальчик, и обратно.
Один из жителей Дагестана, который часто ездит на рейсовых автобусах в столицу и обратно, рассказал, что однажды приехал в Москву вообще без документов. Их, а также все его вещи украли из автобуса, когда водители сделали остановку в Кизляре. Пассажиры ушли ужинать в кафе, а водители оставили двери автобуса открытыми. В такой момент как пронести, так и вынести оттуда можно все что угодно.
"И с собой можно брать все что угодно - хоть запрещенную красную рыбу, хоть икру. Думаю, можно и оружие перевезти, и взрывчатку, и все что угодно", - добавил собеседник агентства.