В отношении капитана рыболовецкого траулера "Электрон" Валерия Яранцева возбуждено уголовное дело, сообщили в Генеральной прокуратуре России
НТВ
В отношении капитана рыболовецкого траулера "Электрон" Валерия Яранцева возбуждено уголовное дело, сообщили в Генеральной прокуратуре России. Уголовное дело возбуждено по статье 256 ч.3 - незаконная добыча рыбы с использованием служебного положения и статье 127 УК РФ - незаконное лишение свободы человека, не связанное с его похищением.

"В ходе прокурорской проверки, предшествовавшей возбуждению уголовного дела, установлено, что судно "Электрон" вело работу по вылову рыбы в зоне архипелага Шпицберген с августа 2005 года", - говорится в сообщении, размещенном во вторник на сайте Генпрокуратуры.

В ночь на 15 октября этого года с разрешения капитана Яранцева на борт поднялась инспекторская группа Норвегии.

"По утверждению норвежской стороны, в ходе проверки был обнаружен ряд серьезных нарушений. В частности, вопреки требованиям, установленным норвежским законодательством, судном не было послано "уведомление о начале лова" и "сообщение об объеме улова до начала и во время лова в рыбоохранной зоне", - отмечается в сообщении.

Кроме того, по данным Генпрокуратуры, "инспекторы обнаружили и сфотографировали орудия лова, имеющие ячейки в несколько раз меньше разрешенного размера, что является незаконным как по норвежскому, так и по российскому законодательству", передает "Интерфакс".

"В трюме судна были найдены штампы для маркировки коробок с рыбой, на которых были удалены сведения с регистрационным номером судна, а ряд коробок с одной и той же рыбой одинаковой весовой категории имели различную маркировку. Все это является признаками так называемого "браконьерского" способа добычи рыбы", - говорится в сообщении.

Норвежские инспекторы сообщили Яранцеву, что в связи с выявленными нарушениями судно будет сопровождено в норвежский порт Тромсе. Капитан "Электрона" подчинился требованиям норвежской стороны, после чего для корректировки курса и охраны доказательств выявленных нарушений на борту судна остались два норвежских офицера. "Однако вскоре Яранцев изменил курс и направил "Электрон" к территориальным водам РФ.

"При этом норвежские инспекторы оставались на судне и были лишены возможности его покинуть. Такую возможность Яранцев отказался им предоставить и в дальнейшем. Таким образом, капитан российского судна "Электрон" умышленно лишил двух граждан Королевства Норвегии личной свободы и возможности покинуть рыболовецкий траулер", - отмечается в сообщении.

Норвежские граждане находились на борту "Электрона" с 13:25 16 октября до 12:40 20 октября, после чего в Мотовском заливе Баренцева моря с помощью российской пограничной службы убыли на свой корабль.

"По мнению следствия, в действиях капитана Яранцева содержатся признаки состава преступления, предусмотренного ст.127, ч.1 УК РФ - незаконное лишение свободы человека, не связанное с его похищением", - считают в Генпрокуратуре.

Как подчеркивается в сообщении, "при осмотре и разгрузке судна в порту Мурманска была выявлена рыбопродукция сверх заявленной в таможенной декларации".

"Кроме того, установлено, что капитан Яранцев неоднократно нарушал требования Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" в части, касающейся уведомлений соответствующих органов о перегрузах рыбопродукции", - говорится в сообщении.

В связи с этими и некоторыми другими нарушениями, отметили в Генпрокуратуре, были возбуждены дела об административных правонарушениях.

"Несмотря на то, что при осмотре в порту г.Мурманска незаконные орудия лова на судне обнаружены не были, а члены экипажа полностью отрицают их наличие, следствие располагает данными, свидетельствующими о неискренности членов команды судна. Имеются копии радиограмм Яранцева, направленных директору ЗАО "Корс", которому принадлежит "Электрон". В этих радиограммах капитан сообщает об установленных норвежскими инспекторами нарушениях, в том числе и о незаконных орудиях лова", - говорится в сообщении.

Помимо этого, подчеркнули в Генпрокуратуре, норвежская сторона передала копию акта, в котором зафиксированы выявленные нарушения и фотографии этих орудий. Также, по словам норвежцев, еще в ходе инспекции члены команды судна пытались избавиться от браконьерского снаряжения.

"Все это дает основания следствию предполагать, что в действиях капитана судна "Электрон" Яранцева содержатся признаки состава преступления, предусмотренного ч.3 ст.256 УК РФ - незаконная добыча рыбы с использованием своего служебного положения. В соответствии со ст.11 Уголовного кодекса РФ, виновное лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту РФ, находившимся в открытом водном пространстве вне пределов РФ, подлежит уголовной ответственности по Уголовному кодексу России", - отмечается в сообщении.

"Особо следует подчеркнуть, - говорится в сообщении, - что инкриминируемые Яранцеву деяния являются уголовно наказуемыми и по российскому и по норвежскому законодательству и влекут уголовную ответственность вне зависимости от принадлежности судна и места совершения преступления. Дело принято к производству Северо-Западной окружной прокуратурой".

Владелец траулера намерен отстаивать правомерность действий своего капитана в суде

Руководство ООО "Корс" (входит в Союз рыбопромышленников Севера) уверено в законности действий капитана принадлежащего им траулера "Электрон" и намерено в судебном порядке защищать его интересы.

"Hам известно о возбуждении в отношении Валерия Яранцева уголовного дела, но мы уверены в правомерности его действий и безосновательности предъявленных ему обвинений", - заявили в руководстве компании.

В этой связи, продолжил собеседник агентства, "мы намерены предоставить капитану квалифицированного адвоката и сделать все возможное, чтобы справедливость восторжествовала".

По его данным, Яранцев продолжает находиться в больнице. "С ним встречались представители прокуратуры, но никаких показаний, по нашим сведениям, он не давал. Во-первых, потому что состояние здоровья не позволяет, а во вторых, согласно действующему российскому законодательству, капитан имеет право не свидетельствовать против себя", - подчеркнули в руководстве ООО.

По мнению представителя руководства компании, "обвинения в незаконном лове рыбы являются абсурдными, потому что судно имело разрешение от "Мурманрыбпрома" - организации выдающей разрешительные документы - на промысел в 200-мильной зоне Шпицбергена".

Также абсурдными он назвал обвинения в "удержании человека". "Hорвежским инспекторам было предложено покинуть судно, они отказались", - сказал представитель руководства.

Ранее заместитель генерального директора ООО Владимир Болдырев заявил, что "речь шла о попытке ареста российского траулера в рыбоохранной зоне Шпицбергена, не признанной Россией, а не в норвежской экономической зоне, на которую простираются законы Hорвегии".

"Hе надо путать эти две принципиально разные вещи. Мы не можем нарушать то, что не подписывали. Когда правительства России и Hорвегии решат все существующие спорные вопросы в рыболовстве, тогда можно будет рыбаков в чем-то обвинять, а делать из нас заложников существующей неразберихи не надо", - подчеркнул он.

По условиям Договора о Свальбарде остров находится под суверенитетом Hорвегии, Однако, в договоре по Шпицбергену участвует более 40 стран. Особый статус Шпицбергена не исключает действие на территории архипелага законодательства Hорвегии. Все государства - участники договора в соответствии со ст. 3 обязаны соблюдать "местные законы и постановления".

Вместе с тем внутреннее норвежское законодательство не может противоречить закрепленному Договором международно-правовому статусу Шпицбергена. Специальные указания на этот счет содержит и сам Договор.

Высоких Договаривающихся Сторон в отношении способов приобретения права собственности, пользования ими и его осуществления, включая право заниматься горным делом, режим, основанный на полном равенстве и согласный с постановлениями настоящего Договора".

Как государство, распространяющее свой суверенитет на территорию Шпицбергена, Hорвегия обязана следить также за строгим соблюдением Договора и не допускать его нарушений.

С 1977 года Hорвегия ввела не признанную Москвой 200-мильную охранную зону вокруг Шпицбергена, ограничив в ней промысел рыбы.