В ходе археологических раскопок, проводимых сотрудниками республиканского Института археологии и этнографии, на холме Гараагчил были обнаружены пять захоронений. На найденных там керамических фрагментах изображены небо, солнце и другие рисунки, что, среди прочего, позволило ученым придти к выводу, что данные захоронения относятся к периоду распространения зороастризма в Азербайджане, сообщает портал "Интерфакс-Религия".
"Во время раскопок мы обнаружили эти могилы с надгробными рисунками. Исследования показали, что эти могилы относятся к раннему Средневековью, от III до V-VI веков, и связаны с зороастризмом", - сказал журналистам начальник археологической экспедиции Абузер Алекберов.
Как сказано в информации азербайджанского агентства SalamNews, обнаруженные могилы имеют сундукообразную форму и относятся к III-V векам. Таким образом, их возраст может насчитывать около 1800 лет. Особенность захоронений в том, что в них хранился сожженный прах усопших, что было свойственно тому времени.
Несмотря на то, что ранее на территории района уже ранее были найдены относящиеся к этому периоду жилища и памятники культуры, могилы встречаются впервые.
Находка археологов позволит пролить свет на многие темные пятна истории периода огнепоклонства.
Зороастризм получил широкое распространение в древности и в Раннем Средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и в странах Ближнего Востока, а в настоящее время сохраняется у парсов в Индии и гебров в Иране.
Основателем зороастризма был древнеиранский пророк Зороастр (Заратустра), который жил примерно в VIII-VI веках до н.э. По имени этого пророка созданное им учение и получило свое название. Основы зороастризма изложены в древнейшей священной книге - "Авесте".
По своему характеру зороастризм существенно отличался от современных ему религиозных систем Месопотамии и Египта, и прежде всего своей этической направленностью. В зороастризме отчетливо проявляется идея о Едином Боге и противопоставляются два вечных начала - добро и зло, борьба между которыми составляет основу мирового развития.
Идеи зороастризма отражают особенности национальной психологии древних персов и рационалистический характер их мышления. Основные положения зороастризма можно свести к следующему: вера в верховного, или единого, бога Ахурамазда (позже Ормузда); учение о существовании в мире двух извечных начал - добра и зла; практический характер благочестия, целью которого является уничтожение зла в этом мире; этическое содержание обрядов и отказ от практики жертвоприношений; учение об особой роли государства и священном характере верховной власти.
Культовые обряды зороастризма совершаются жрецами, в сословие которых доступ всегда был открытым. Обряды зороастризма отличает их суровый и печальный характер. Центральное место в культе зороастризма занимает огонь, который считается воплощением божественной справедливости - арты. Священный огонь поддерживается в храмах и домах в особом месте, где зажигаются особые ароматические палочки с заклинаниями и молитвами. Угасание священного огня не допускается, поскольку это означает наступление сил мрака. Огонь, как священный атрибут, не должен гореть рядом с умершим, и на время прощания с покойным огонь переносится из дома в особое место.
Священными объектами в зороастризме считаются также вода и земля. Долгом каждого верующего является удаление из воды любого мертвого организма. Вода, в которой обнаружено мертвое существо, на некоторое время считается нечистой, и ее использование (не только для питья, но и для хозяйственных нужд) категорически запрещается. Не менее строго соблюдается и чистота земли: на земле, где обнаружены непогребенные и начавшие разлагаться останки животного, запрещается вести полевые работы. Поэтому и древние персы, и современные последователи зороастризма самым строжайшим образом следят за состоянием своих водоемов и земельных участков.
Важное значение в традиции зороастризма имеют и обряды очищения человека. Правила предписывают верующему тщательно следить за чистотой своих ногтей, волос, зубов и ежедневно совершать обрядовое омовение. В древности для обряда омовения использовалась не только вода, но и бычья моча.
Но главным считается очищение души. Для этого в зороастризме широко применяется самобичевание, а также уничтожение "нечистых" животных (змей, лягушек и скорпионов) и разведение "животных Ахурамазды", прежде всего собак. Одним из наиболее действенных способов очищения души считается безвозмездное и добровольное участие в общественно-полезных работах, таких как прокладка каналов, строительство мостов, вспашка и разрыхление земли и изготовление орудий труда. Большое значение для очищения имеет также благотворительность и помощь бедным.
Смертными грехами в зороастризме считаются: воровство, грабеж, создание преград для продвижения скота и обман, а добродетелями - правда, справедливость, верность, чистота, трудолюбие, миролюбие, смирение и сострадание.
Смерть человека, имеющего бессмертную душу, как таковая не страшна, страшно лишь зло, совершаемое им при жизни. В момент смерти человека в его дом обязательно являются демоны, которые стараются захватить души даже хороших людей. От них можно спастись только посредством обряда очищения, который совершают родственники покойного. Если человек умер в одиночестве, к нему на помощь могут прийти собаки, отгоняющие своим лаем злые силы. Своеобразной является и форма захоронения. Зороастрийцы хоронят усопших в особом сооружении - дакме ("башне молчания"). Дакма представляет собой высокую полую башню, на вершину которой заносится тело покойного, где его расклевывают грифы. Останки трупа под действием времени и природных явлений обращаются в прах и проваливаются внутрь башни через решетку. Когда дакма наполняется доверху, ее оставляют как запретное место и строят новую. Спустя годы старая дакма разрушается и сравнивается с землей. Тот, кто берет на себя труд разрушить старую дакму, получает полное отпущение всех грехов, как прошлых, так и будущих. Такой тип захоронения связан с традицией почитания всего живого - ни огонь, ни вода, ни земля не должны касаться трупов.
После смерти душа человека попадает к богу послушания, который отводит ее к Митре, оберегая от демонов. Митра вершит суд, на котором грехи и добрые дела умершего взвешиваются на особых весах. Весы находятся "за спиной" души, и приговор суда ей не сообщается. Затем душа проходит по мосту над пропастью: если ей суждено попасть в рай, то мост остается под ее ногами широким и прочным; если душа осуждена на адские муки, то после первых шагов мост обращается в тонкую нить, и душа срывается в пропасть, где находится ад.