С его приходом еврейскую общину России поздравил президент России Дмитрий Медведев.
Счастливого и сладкого Нового года пожелал российским евреям Главный раввин России (Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России – КЕРООР) Адольф Шаевич.
"Торжественность и значительность этого дня подчеркивают трубный звук Шофара, белые нарядные одежды, строгие и возвышенные молитвы. Тора повествует об этом дне как дне сотворения первого человека - Адама, шестом дне Творения", - говорится в его послании.
"Рош ха-Шана известен как День Памяти, День Суда, День Раскаяния и Исправления.
Святость этого дня связана с вынесением Всевышним приговора. Он может быть и благоприятен и суров. "Но раскаяние, молитва и благотворительность отменяют суровый приговор" - свидетельствуют тексты наших молитвенных книг", - отмечает раввин.
"Мы всегда будем помнить поучения Соломона Минора - одного из великих российских раввинов: "Что такое покаяние? Это не есть звук пустой, это не есть пустое слово: "грешен я!" и потом иди греши, -но деятельное исправление своего духа, своего сердца, образа своих действий, - дело трудное, требующее и силы воли и частых упражнений; вот почему учили нас мудрецы: степень нравственно исправленных выше степени от природы благочестивых", - сказано в обращении Адольфа Шаевича, пожелавшего своей пастве всегда следовать заповедям, данным Вс-вышним.
Главный раввин России Берл Лазар (Федерация еврейских общин России – ФЕОР) отметил в своем поздравлении иудеям страны, что в России сегодня "обеспечена полная свобода для всех народов развивать свою культуру, исповедовать свою религию".
"Многие тысячи молодых людей возвращаются к своим корням, к своей вере. Мы можем свободно чтить Бога, говорить на нашем языке, справлять наши праздники, жить еврейской жизнью", - отметил Берл Лазар.
Название праздника Рош ха-шана переводится с иврита как "голова года". Считается, что в этот день, который чаще называют "шестым днем творения", Бог завершил сотворение мира и создал первого человека - Адама.
В иудаизме Новый год празднуется с наступлением месяца тишрей два дня подряд и приходится на разные числа григорианского календаря. В 2008 году это 30 сентября и 1 октября. Однако торжества традиционно начинаются с заходом солнца накануне, этой осенью - 29 сентября.
В Московском еврейском общинном центре (МЕОЦ) вечером 29 сентября перед участниками новогодних торжеств выступил Берл Лазар, сообщает РИА "Новости". В программе вечера был концерт с участием мужского еврейского хора "Хасидская капелла" и чтение при зажженных праздничных свечах "молитвы года". Возглавил чтение известный кантор из Нью-Йорка раввин Шнеур Залман Баумгартен.
Сегодня утром, 1 тишрея (30 сентября), в синагогах возносится праздничная молитва "Шахарит", после чего собравшиеся трубят в ритуальный рог шофар и совершают обряд Ташлих, заключающийся в произнесении покаянных гимнов и молитв у водоема. В основу обряда легли слова Пророка Михея: "Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши".
Второго тишрея (1 октября) будет читаться еще одна праздничная молитва, после которой вновь раздастся голос шофара.
Еврейские мудрецы учат, что каждый год в Рош ха-Шана Бог вновь творит мир и человека в нем, что в этот день люди предстают перед судом Всевышнего, во время которого каждый должен дать отчет за минувший год, раскаяться в совершенных дурных поступках и тем самым вернуться к Богу. В молитве на Новый год говорится: "это день начала дел твоих и память о дне первом".
В этот день у евреев принято желать друг другу "хорошего и сладкого Нового года", а также - быть вписанными в "Книгу жизни".
"Наши мудрецы говорят: "Три книги раскрываются в день Рош ха-Шана: одна - содержащая весьма праведных, другая - весьма грешных, а третья книга содержит "средних". Весьма праведные тут же (в Рош ха-Шана) записываются и скрепляются на жизнь, весьма грешные тут же записываются и скрепляются на смерть, а судьба "средних" решится в Йом Кипур (Судный день)", - пояснил РИА "Новости" пресс-секретарь ФЕОР Даниил Яковлев.
Перед Рош ха-Шана в домах проводится "генеральная уборка", все старое и ненужное выбрасывается.
В новогоднюю ночь у евреев принято есть яблоки с медом - такое блюдо символизирует добрый и сладкий год, которого верующие и желают друг другу.
На праздничном столе присутствуют также: рыбья голова, гранат (содержащий, как считается издавна, 613 зерен - по числу заповедей в иудаизме), блюда из моркови, свеклы и других плодов, названия которых на иврите или идише ассоциируется с добрыми событиями.