Как уже сообщалось, непривычный способ захоронения - заморозка умершего в жидком азоте и последующее его распыление, был предложен шведскими экологами, желающими совместить традицию прощания с покойным с бережным отношением к окружающей среде. Замороженные останки могут быть погребены в неглубокой могиле, где они полностью разложатся и станут питательной средой для почвы уже в течение нескольких недель. Такой вид похорон город Йонкопинг предложит всем желающим в 2007 году.
Поддержка Церкви в случае Йонкопинга особенно важна: город с населением в 120 тысяч человек расположен в районе, в котором живут ревностные протестанты, сообщает Благовест-инфо со ссылкой на BBC.
Йоран Рундквист, глава городского управления парков и кладбищ, говорит, что предложение получило широкую поддержку. "Горожане очень заинтересованы. Да и вся Швеция наблюдает за этим, - заявил он в интервью BBC. - И проблем нет, ни с Церковью, ни с другими людьми".
Сюзанна Вииг-Маесак, шведский биолог, отдавшая этому проекту семь лет своей жизни, говорит, что процесс представляет собой глубокое уважение как к умершим, так и к окружающей среде. "Природа обладает огромным опытом в разложении органических материалов, и нам следует у нее этому поучиться", - сказала она в интервью BBC.
Процесс, который сама Вииг-Маесак называет "экологически чистыми похоронами", предусматривает погружение тела в ванну жидкого азота. Затем замерзшее и ставшее оттого хрупким тело подвергается механической тряске и рассыпается на мелкие осколки.
При этом из тела полностью извлекается вода, но биологическая личность покойного не уничтожается, утверждает Вииг-Маесак.
Сухие замороженные останки погребаются буквально под самой поверхностью земли, которая в результате возвращается к своему нормальному экологическому циклу гораздо быстрее, чем в случае с традиционными похоронами, глубокими могилами и гробами.
Компания Promessa Organic, учрежденная Вииг-Маесак, рекомендует посадить над могилой дерево, которое будет питаться разлагающимся телом умершего. "План самой природы состоит в том, что мы опускаемся в поле и становимся почвой, - говорит биолог. - Но люди переделали этот план, и в результате все стало гораздо сложнее".